С.Вьюнова,
преподаватель литературы
технологического лицея № 328, г.Москва
http://www.ychitel.com/

Литературный “огонек”!

После уроков наш обыкновенный учебный кабинет превращается в литературную гостиную. Художники-декораторы готовят выставки творческих работ, оформляют новые стенды, вывешивают стенгазеты, портреты писателей. Цветы, раскладушки-иллюстрации, легкие тюлевые занавески на окнах… Столы, накрытые белыми скатертями, хрустальные подсвечники, разноцветные бутылочки с газировкой, а рядом – тетради с конспектами, конверты с тестами, книги. Сейчас начнется праздник, который создаем мы сами. Конечно, волнуемся. Звучит вальс… Кружится в танце милая пара в стилизованных, пушкинской или тургеневской эпохи, костюмах. Мы зажигаем свечи и замираем…

Лирическое слово преподавателя…

Надо сказать самое главное, самое сокровенное, потому что эти мои слова – начало праздника. А дальше? Читаем стихи, исполняем романсы, смотрим эпизоды из кинофильмов, проводим конкурсы и викторины, получаем долгожданные и заслуженные призы.

Ребята преображаются!

Одухотворенные лица, юношеский задор! Словно кадры передачи “Что? Где? Когда?”. Знатоки, да и только. Но мы, преподаватели-практики, знаем, что пьесу А.Н.Островского “Бесприданница” они иногда назовут и “Беспризорницей”, и ни одного героя романа Л.Н.Толстого “Война и мир” не помнят, и имени Ивана Сергеевича Тургенева могут не назвать.
Мы, педагоги, об этом хорошо знаем, и поэтому не можем смириться с нравственным и эстетическим невежеством.
Но сейчас, на литературном “Огоньке”, который ребята подготовили сами, пусть почувствуют священный трепет от строки тургеневского, пушкинского, чеховского письма, от строки стихотворения… Ведь есть не только “тяжелый металл” и искусство-хлам, конъюнктурно обслуживающее тех, кто разучился мыслить.
…Просматриваю видеозапись последнего литературного “Огонька”. Взгляд со стороны на свое “детище” очень важен для меня. Размышления, раздумья. Делаешь себе замечания, отрабатываешь микродетали сценария, наблюдаешь за тем, как ведут себя ребята в тех или иных сложных ситуациях.
На одном из “огоньков” наши художники с помощью цветных мелков на доске воссоздали целую картину. Настоящий шедевр! О мастерах по составлению кроссвордов можно говорить долго. А музыкальные способности? “Живая” гитара и живой голос… Слушаем, открыв от восхищения рты. Да и преподаватель начинает смотреть на студентов иначе, обнаруживая в них новые и новые таланты.

Литературный “Огонек”…

Совершенствуя каждый сценарий, я испытываю радость от общения с молодежью. Находясь как бы “за кадром”, в стороне, но дирижируя своеобразным оркестром, ощущаю профессиональную гордость. Хотя до совершенства, до идеала еще далеко.
Три года существует в нашем технологическом лицее литературная гостиная. “Встреча с И.С.Тургеневым. Стихотворения в прозе”, “Наш Пушкин”, “Встреча с С.А.Есениным”, “поэты “серебряного века”, “Авторская песня”, “Поэзия оттепели”, “Человек и война. Правда о войне” – вот основные темы “Огоньков”. Накоплен определенный опыт, и можно утверждать, что этот вид внеклассной работы перспективен. Мы говорим о литературном образовании, о развитии эстетического вкуса к произведению классической литературы. Поиски эффективных методов работы, размышления о затруднениях и проблемах в преподавании литературы приводят к поискам новых педагогических технологий.
Так как же и почему возникла идея проведения литературных “огоньков”?
Реализация идеи стала возможной в современном кабинете литературы, который оснащен техническими средствами обучения. Это новый телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Материально-техническое обеспечение (не только ТСО, но и красивая мебель и т.д.) невозможно без постоянной заботы администрации и, прежде всего директора технологического лицея № 328 Н.Д.Раздобарова. При кабинете литературы есть методическая комната – своеобразная творческая лаборатория преподавателя.
Репродуктивный метод в преподавании литературы (учитель объясняет – ученик повторяет) не приносит положительных результатов, оказывается малоэффективным. Учитель помогает в отборе материала для сообщений, докладов, выступает в роли консультанта. Такой я вижу свою роль.
Идея, положенная в основу и внеклассной работы, и уроков, – это идея расширения учебного пространства. Результат – активизация деятельности студентов, значительное расширение поля учебных действий.
Литературные “огоньки”, а также некоторые уроки проводятся в форме рейтинговой игры. Некоторые элементы рейтинговой системы помогают мне организовать работу студентов таким образом, чтобы индивидуальные качества личности были использованы в полной мере. Оптимальной является и рейтинговая система оценки деятельности учащихся.
Каковы основные принципы при проведении рейтинговой игры?
I. “Погружение” в тему. Читаем тексты произведений, биографические материалы о писателях. Просмотр учебных фильмов, лучших экранизаций, видеокассет также необходим. С интересом просматриваем и “Первую любовь”, и “Накануне”, и “На родине С.А.Есенина”, и “Четыре встречи с В.Высоцким”, и “Монолог”, и другие. В видеотеке кабинета 55 видеокассет. Главная цель – освоить тему, а значит, формулировать вопросы к ней (“генерировать” вопросы).
II. Для проведения “Литературного огонька” создаем малые группы по 5-6 человек. Таких групп может быть и четыре, и пять. Каждая получает свое задание, подтему. Работа с малыми группами – это реализация дифференцированного подхода к учащимся. Развивая коммуникативные навыки в малом коллективе, мы предоставляем ученику возможность адаптации. Незнание не наказывается, а значит, исчезает страх, возникает потребность самовыражения.
III. Принцип сотворчества преподавателя и студентов выражается в обсуждении целей, заданий игры, их строгой логической ранжировки. Рейтинговая система оценки деятельности более объективная.
Таким образом, выбираем следующую схему игры:
1. Сообщение, доклад по теме – 10 баллов.
2. Вопросы о теме (10-20 баллов). Вопрос – 1 балл. Ответ – 1 балл.
3. Конкурс чтецов. Исполнение песни, романса. Инсценировка – 10 баллов.
4. Составление текстового теста или “текстового вопроса” (цитата + вопрос). Тест может состоять из 5-10 фрагментов + ключ. Оценка: 5-10 баллов.
5. Изготовление учебного пособия, составление кроссворда, оформление стенда, выпуск стенгазеты – 10 баллов.
IV. Создается группа экспертов, которая и составляет жюри. Эти студенты – главные организаторы “Огонька”, помощники преподавателя. Впоследствии, приобретая опыт, они помогают проверять тесты, принимать зачеты на I-м курсе.
V. Принцип работы с тестами кажется мне гибким и продуктивным, так как способствует решению важной проблемы, проблемы приобщения молодого человека к чтению.
Что же такое тесты? Такое ли уж это методическое новшество? Тесты – это те же самые вопросы, тщательно скомплектованные, имеющие варианты ответов. Работа с тестами, которые составляют сами студенты, – увлекательная, азартная игра.
Что значит составить текстовой вопрос или тест? Надо взять в руки книгу, прочитать главу, 5-10 стихотворений и т.п. Затем надо выписать цитату, да еще и задать вопрос к ней, записать три варианта возможного ответа. “Я читаю, я тоже что-то знаю, у меня неплохая память, у меня есть способности, мне это интересно”, – думает молодой человек. Таким образом, осуществляется деятельностный подход к учебному процессу: потребность – мотивы – цель – действия – результат.
VI. В процессе подготовки к “Огоньку” студенты совершенствуют и навыки ведения дискуссии. В какой-то момент мы становимся настоящими исследователями. Поиск истины – главное. Так, при разработке темы “Авторская песня” возникли сложности. Реплики студентов: “Не вызывают интереса творчество Б.Окуджавы, не понимаем песен В.Высоцкого. Это было 40, 20 лет назад. Мы ведь не их современники”. И еще одна реплика студента: “А как же Пушкин?”. Получить результаты дискуссии со знаком “плюс” мне помогла песня А.Вертинского “То, что я должен сказать”. Написана она в 1917 году, в 1987 году исполнена Борисом Гребенщиковым и, по его словам, “попала в точку”. Анализ текста песни, каскад вопросов, то есть наши поиски и споры позволяют сделать вывод: есть вечные истины, которые утверждает литература, есть чувство “исторической памяти”.
Умение вести дискуссию, аргументировать свой взгляд на проблему пригодятся молодым людям не только на уроках литературы или в подготовке к “Огоньку”, но и в жизни.
VII. В процессе рейтинговой игры развиваются коммуникативные навыки, повышается уровень культуры общения. Для 15-17-летнего человека это значимо. Немаловажно почувствовать себя ответственным за выполнение полученного задания.
VIII. Рейтинговая игра заканчивается обязательным подведением итогов и чествованием победителей. Первый приз – самый вкусный, самый большой пирог, испеченный лучшими кулинарами. Игра вызывает дух соперничества, побуждает быть активными, использовать в полной мере свои интеллектуальные способности.
IX. Преподаватель должен помнить, что удачный праздник – это четко спланированное мероприятие. План или схема рейтинговой игры при всей ее математической строгости наполняется “живым”, эмоциональным содержанием. Не получается одинаковых “Огоньков” – таков результат!
Опыт внеклассной работы позволяет мне утверждать, что расширение пространства учебных действий действительно приводит к активизации личностных качеств. Не отторжение от литературы, а приобщение к ней молодых людей – та высокая цель, к которой мы, словесники, стремимся.

Литературный “Огонек” “Встреча с И.С.Тургеневым”

Цель мероприятия:
– укрепить и развить интерес у студентов к творчеству И.С.Тургенева;
– читать то, что за “пределами” программы. “Стихотворения в прозе” – это то, что мне интересно;
– в процессе проведения “Огонька” – общение, отработка коммуникативных навыков;
– развить у обучаемых потребность самовыражения и самоутверждения.
Подготовка к “Огоньку”: обсуждение сценария. От каждой группы 1-го курса – представители, команда – 8-10 студентов. Какие стихотворения выбираем? Что кажется особенно интересным? Почему? Особая группа – жюри. Составляем тесты. Каково музыкальное оформление?
Создать праздник! Все, до мельчайших деталей, должно быть красиво. Свечи, подсвечники, столы оформлены, “раскладушки”, выставка книг, призы. Каждая группа готовит стенгазету, кроссворды, вопросы. Просмотр кинофильма “Накануне”.
Роль преподавателя: помощь учащимся при составлении сценария. Помнить, что удачный праздник – это четко спланированное мероприятие. Больше самостоятельности ребятам. Пусть почувствуют себя ответственными.
Оформление кабинета: цветы, красиво накрытые столы, выставка книг, “раскладушки”, газеты от каждой группы, кроссворды, призы, столик для ведущего, портрет И.С.Тургенева. Главное – стилизация эпохи Тургенева. Вальсы Ф.Шопена (на выбор).

План проведения литературного “Огонька” “Встреча с И.С.Тургеневым”

1. Лирическое вступление преподавателя. Приветствие участников, гостей, жюри. Ощущение праздника, который создаем сами.
2. Звучит вальс Ф.Шопена. Зажигаем свечи.
3. Слова ведущих:
1-й ведущий: “Сегодня день моего рождения, и вы легко поймете, что я не мог пропустить его, не протянув к Вам обе руки. Сегодня я вступаю в тридцать второй год. Становлюсь стар! Сегодня ровно семь лет, как я в первый раз встретил Вас. В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я не видел на свете ничего лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной”.
2-й ведущий: Это грустное письмо И.С.Тургенев написал осенью 1850 года и, закончив его, не раз выходил в сад под низкое серое небо. Почти задевая верхушки деревьев, с севера плыли лохматые дымные тучи. Все в саду предвещало скорые холода, и правильные стаи журавлей с криком проплывали к югу. Торжественный журавлиный крик звучно и тревожно падал с высоты, бередил душу и звал к невозможному, несбыточному.
4. Романс на стихи И.С.Тургенева “Утро туманное”. Исполнение 1-2 студентами. Можно использовать аудиозапись. Но “живая” гитара и “живой” голос!!!
5. Конкурс чтецов. Список стихотворений в прозе: “Собака”, “Нищий”, “Воробей”, “Житейское правило”, “Памяти Ю.П.Вревской”, “Последнее свидание”, “Порог”, “Лазурное царство”, “Щи”, “Как хороши, как свежи были розы…”, “Мы еще повоюем!”, “Русский язык”, “Путь к любви”.
Жюри (студенты 2-го курса) подводят итоги (индивидуально – по принятой школе, командный итог –сумма баллов участников группы).
6. Литературная викторина:
№ 1:
1) Как зовут родителей И.С.Тургенева?
2) Как зовут родителей Е.Базарова?
3) С какими писателями связаны:
а) Замоскворечье в Москве;
б) Ясная Поляна;
в) Спасское-Лутовиново;
г) Село Грешнево Ярославской губернии?
4) Как называется статья критика Н.А.Добролюбова:
а) О пьесе “Гроза”;
б) О произведениях А.Н.Островского;
в) О романе И.С.Тургенева “Накануне”?
5) Фамилия “Тургенев” произошла от тюркского слова “турген”. Что это значит в переводе?
№ 2:
1) Назовите пять романов и повестей И.С.Тургенева.
2) Назовите шесть рассказов И.С.Тургенева из “Записок охотника”.
3) Назовите шесть стихотворений в прозе И.С.Тургенева.
4) А.И.Герцен назвал это произведение И.С.Тургенева “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”. Как называется это произведение?
5) Критик Антонович написал о романе “Отцы и дети” статью “Асмодей нашего времени”, где называет нигилиста Базарова Асмодеем. Что значит “асмодей”?
№ 3:
1) Какое из стихотворений в прозе связано со стихотворением поэта Мятлева?
2) Интереснейшая статья о человеческих характерах у И.С.Тургенева называется “Гамлет и Дон Кихот”. Кто автор:
а) Трагедии “Гамлет”
б) Романа “Дон Кихот”?
3) Этот французский писатель, автор романа “Мадам Бовари” был другом И.С.Тургенева. Как фамилия этого писателя?
4) О романе И.С.Тургенева этот критик написал замечательную статью “Базаров”. Как фамилия этого критика?
5) Как называется автобиографическая повесть И.С.Тургенева?
Тесты выполняются письменно, коллективно, т.е. каждой командой. Оценивает жюри: 1 тест – 5 баллов. 3 теста – 15 баллов.
7. Литературная композиция по стихотворению Д.Минаева “Отцы иль дети? Параллели”. (См.книгу М.Жданова “Роман “Отцы и дети” в школьном изучении. – М., 1972, стр.151-152).
8. Инсценировка. “Спор Базарова и Кирсанова”. Можно подготовить сцену с “приблизительным” исполнением текста.
9. Конкурс кроссвордов, решение их. Учитывается оригинальность оформления, содержания, качество решения.
10. Конкурс стенгазет. Итоги объявляет жюри.
11. Конкурс “Вопросы и ответы”.
Список вопросов:
1) В романе “Накануне” есть сцена, в которой Елена Стахова обещает быть верной делу Д.Инсарова, борьбе за свободу. Какое стихотворение в прозе напоминает эту сцену в романе?
2) В статье “Когда же придет настоящий день?” Н.А.Добролюбов упрекает Тургенева за то, что не показан “русский Инсаров”. Тургенев “исправился”. Как зовут “русского Инсарова” и в каком романе дан его образ?
3) В романе “Накануне” рассказывается о сильных, красивых людях (Елене и Дмитрии), об их любви. Какой художественный прием использует автор и в этом, и в других романах? Почему?
4) Роман называется “Накануне”. В чем смысл названия?
5) Каков повод разрыва И.С.Тургенева с журналом “Современник”? Каковы причины этого разрыва?
12. Кинофильм “Накануне”. Смотрим: сцена объяснения в любви Дмитрия и Елены. Цель: составить вопросы и ответить на них.
13. Подведение итогов. Призы! Награды! Вальс! Дискотека…

Rambler's Top100 Service Allbest.ru

 

2002-2003 © Kolobok-web
Hosted by uCoz