СЦЕНАРИЙ.RU: у нас вы найдете то, что искали

назад>>>

(из опыта работы)
Г.Мерзликина,
преподаватель высшей категории
педколледжа № 13 г.Москвы

КВН по лексикографии и лексикологии

Внеклассная работа по русскому языку – составная часть профессиональной деятельности педагога. Одной из ее форм, с интересом воспринимаемой студентами, является игра в КВН. Ценность этой внеклассной работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабо успевающий по русскому языку может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что КВН как форма внеклассной работы достиг одной из главных целей – пробуждение увлечения русским языком.
Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с повседневными буднями учебного дня. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, нужен хороший сценарий. Особенно это важно при изучении “сухих” тем учебной программы по русскому языку и в то же время выступающих в качестве основополагающих ее разделов.
Одним из наиболее сложных разделов языкознания является лексикография. Применение для более глубокого ее изучения игры КВН, как показывает опыт работы со студентами педколледжа, приносит ощутимую пользу, способствует не только образному восприятию этого раздела учебного материала, но и пробуждает интерес в целом к русскому языку как к учебной дисциплине.
Приводимый ниже сценарий КВН по лексикографии и лексикологии может быть использован не только во внеклассной работе со студентами педколледжа, но и в школе в работе с учащимися.

“Страна Русского Языка”

Ведущий: Дорогие друзья! От всей души приветствуем всех Вас, пытливых, находчивых, знающих, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки “Страны Русского языка”. Сегодня в нашей “Стране” встречаются две команды: команда "Скоморошины" и команда "Не разлей вода".
А теперь представим наше жюри, так как КВН у нас необычный, посвященный русскому языку, то и жюри у нас будет представлять своеобразную охрану русского языка. Прежде, чем оценивать команды, проведем литературную разминку.
Разминка:
I). Объяснить фразеологизмы:
Герой не моего романа.
Всемирный потоп.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Лезть на рожон.
Пошла плясать губерния.
Иван, не помнящий родства.
2). Собери пословицу (назови вторую ее половину):
Не сиди сложа руки – /не будет скуки./
Каков мастер, /такова и работа. /
Маленькое дело, /лучше большого безделья. /
Говорить не думая, /что стрелять не целясь. /
Ученого учить, /только портить. /
Хороша веревка длинная, /а речь хорошая./
Капля по капле, /и камень долбит./
Откладывай безделье, /да не откладывай дела./
Не суйся в воду, /не зная броду./
Не спеши языком, /торопись делом./
Учи пока /поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь./
Ешь пирог с грибами, а /язык держи за зубами./
Выездное задание – 4 человека от команды получают задания: придумайте текст и изображение для плаката, который мог бы висеть:

на гардеробе,
над кабинетом директора,
на дверях столовой,
над библиотекой,
у входа на чердак,
над физкультурным залом.
На листе бумаги записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:
а) голова, нос, глаза, рука.
б) ухо, зубы, язык, нога.
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
а) 1) об очень большой тесноте в помещении;
2) о полной тишине;
3) о состоянии тоски, тревоги, беспокойства;
4) о первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного;
б) 1) о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок;
2) об удачливом, счастливом человеке;
3) о забывчивости, плохой памяти;
4) о том, кто потерпел неудачу, оказался в нелепом, смешном положении.
Назвать:
а) 5 слов, начинающихся с буквы “О” и заканчивающихся буквой “К”.
б) 5 слов с двумя “О”.
в) 5 слов, начинающихся с буквы "К" и заканчивающихся буквой “О”.
г) 5 слов с тремя “О”.
Загадки и отгадки. Отгадать загадки, и из начальных букв этих ответов составить слово – название животного.
1). Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед)
2). Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
3). Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)
4). В середине алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Ответ: Л И С А.
1) Полон хлевец белых овец (Зубы).
2) Дом по улице идет.
На работу нас ведет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).
3) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
4) Какой колокольчик не звенит. (Цветок).
: 3 А Я Ц.
1). Горя не знаем, а горько плачем. (Облака).
2). Под гору коняшка, в гору деревяшка. (Санки).
3). Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж).
4). Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес).
Ответ: О С Е Л.
1). Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой. (Тень).
2). Стоят братцы, одним кушаком подпоясаны. (Изгородь).
3) С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета).
4). Новая посудина, а вся в дырках. (Решето).
Ответ: Т И Г Р.
Конкурс капитанов.
I. Прочитайте стихотворение А.Барто "Мишка", “Идет бычок, качается…”, но не так, как вы обычно читаете, а словно:
– Вы оправдываетесь перед товарищем,
– Вы рассердились на младшего брата,
– Вы обиделись на бабушку,
– Вы хвастаетесь перед ребятами,
– Вы испугались собаки…
2. Всем вам известно, с какой тоской дети говорят о математике, русском языке... И следующее наше задание – придумать новое название урокам: математики, русского языка, музыки, методики русского языка, труда, физкультуры.
3. Представьте, что открыт новый специализированный магазин. Придумайте хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы в нем продаваться. Объясните, почему магазин называется "Все для двоечника", "Все для нерях", "Все для прогульщиков", "Все для второгодников", "Все для злостных неносильщиков сменной обуви".
4. На каком языке говорят в Австрии, Бразилии, Аргентине, Пакистане, на Кубе?
5. Вы, пожалуй, не раз рассматривали в журналах модели одежды, да и сами, наверное, рисовали в тетрадках модные платья и костюмы. Попробуйте стать на минуту Пьером Карденом и по нашему заказу воплотить пока на бумаге:

рабочий костюм Бабы-Яги,
парадно-выходной костюм Иванушки-Дурачка,
спортивный костюм Змея Горыныча,

домашний костюм Кощея Бессмертного,

зимний костюм Водяного,

6). Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами “ни-ни”.

Домашнее задание.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшочек без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не впрягают лошадей, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние.
Все эти чудеса стали для нас обычными. Но сказки бывают не только о животных, героях, быте, но сказки бывают такие, которые сочиняют сами студенты. Вот фрагмент одной из таких сказок.

“СКАЗКА”: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Действующие лица:

Потешник
Царь Глагол
Царевна
Иван
Толковый словарь.
Вступление:
Потешник: В этой сказке вы найдете все, что собрано в народе о родимом языке.
Здесь антоним и синоним, с ними рядышком омоним и метафоры все в ряд за гиперболой стоят.
Здесь найдешь диалектизмы, амофоны, силлогизмы много всякого тут есть – вам всего не перечесть.
В царстве этом с давних пор правил грозный царь Глагол.
Повелительным считался, был свиреп и очень зол.
Хоть по виду был сморчок, головою с кулачок,
Но уж как во что упрется – не уступит пятачок.
Дочка у царя была – Несмеяною слыла.
По дворцу в тоске ходила, слезы горькие лила.
Царь: Порешил я в эту ночь
Замуж выдать нашу дочь,
Потому как настроенье
Я поправить ей не прочь.
Да и о своем здоровье
Голова поди болит:
Я от старости боюся получить радикулит.
Царевна: Хоть, конечно, здесь ты власть,
Всеми здеся правишь всласть,
Но в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь.
Я давно уж на примете заимела жениха,
За Ивана выйду замуж:
Об Иване вся тоска!
Сколько б ты не супил бровь,
Повторяю вновь и вновь:
Индивид имеет право на свободную любовь!
Царь: Наше царское сословье
Мы в обиду не дадим.
А Иван-то, ну и плут,
Что удумал, шалопут.
Дам ему я три заданья:
Сразу отпадет желанье
Царских соблазнять детей.
“Эй, Ивана мне скорей”.
Потешник: Привели к нему Ивана,
Глазом царь его сверлит,
Не нашедши в нем изъяна,
Грозно Ване говорит:
Хочет наша Несмеяна
Взять в мужья тебя, болвана!
Ты ее волнуешь кровь,
Видно вправду, зла любовь!
Дам тебе я три заданья,
Коли справишься – вполне
Сможешь зятем стать ты мне.
Ну, а нет, кого винить?
Я должон тебя казнить.
Так что сам решай, Ванюша,
Быть тебе или не быть.
Слушай первое заданье:
Вот тебе такая фраза,
Ты поймешь ее не сразу
“Шла девица по лесу,
Ухватилась за косу”.
Это, Ванечка, омоним,
А теперь сумей, дружок,
Сочини-ка мне стишок.
В каждой строчке чтоб омоним
Было слышно на конце;
Всей прислуге во дворце.
Иван: Ну, удумал, ну хитер,
Но и я на ум востер,
Хоть, конечно, я не Пушкин
И на рифму не велик,
Только не учел старик,
Кто в омонимах сильнее,
Как ни русский наш мужик.
В общем, бросим рассужденье,
Получай стихотворенье:
“Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало
И за это им попало”
Потешник: У царя от гнева закололо слева.
Царь: Ваня, мне твое чело
Прямо скажем, не мило.
Не пойму, что в нем сокрыто
Иль коварство или зло.
Нагловатый твой мигай,
Длинноватый твой сопай,
И нахален лепетало,
И зевало до ушей.
Ты сумеешь победить,
Если сможешь убедить
И меня и весь народ,
Что ты вовсе не урод.
Иван: Вот заданье, так заданье.
Это что ж за наказанье,
Я ведь даже не пойму,
Что сказал он и к чему.
Царевна: Что ж ты, Ванечка, грустишь,
На меня не поглядишь.
Аль не хочешь стать мне мужем,
Аль назад поворотишь.
Ты, Ванюша, полистай
Старый дедушкин словарь.
В нем найдешь тех слов значенье
И исполнишь порученье.
Иван (листает словарь, который дала ему царевна)
Сложный царь мне дал наказ,
Я решу его не враз.
Вот “мигай” – так это глаз,
А “сопай” – всего лишь нос,
А “зевало” – просто рот,
Это ж прямо анекдот.
Ну и ловок же старик!
“Лепетайло” – здесь язык!
Что же царь, хоть эту фразу
Я понять сумел не сразу,
Но даю тебе, “мой свет”,
Я достойнейший ответ.
Тут царевна Несмеяна
Кинулась на грудь к Ивану.
Царь со зла позеленел,
Но готовить пир велел.
Заключение.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Тот урок усвоит всякий,
Ты улавливаешь нить?
Чтобы грамотными быть,
Чаще в корень надо зрить.
И тогда себе царевну
Каждый сможет раздобыть.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service

2002 © Kolobok-web
Hosted by uCoz