"Все для детского сада" «Путешествие по Древней Руси. Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Цель: Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Учить пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и выражения: калики перехожие, дорожка заколодена, замуравлена, Черная Грязь, лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить в речи названия предметов мебели и кухонной утвари: коромысло, прялка, люлька, печка и т.д. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи их названия. Ход:
Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу, навстречу к ним выходит
сказочница — воспитатель в русском народном костюме. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам. А что такое былина? Дети: это русские народные песни-сказания. В: Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них. А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку. (Показывает карточку с изображением печи и колодца). В: Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи. Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца. В: Замечательно! (Звучит короткий музыкальный отрывок в знак правильного ответа) А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек) Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси? Дети: В деревянных домах, построенных из бревен. Ведущая предлагает построить из конструктора деревянную избу — как строили ее раньше без единого гвоздя. (Конструктор лежит на столе. Дети становятся вокруг, воспитатель помогает распределить обязанности и дети строят избу). В: Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались? Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; В: Вот в такой избе жил Илья Муромец. А сейчас, давайте попробуем с вами рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки. (Сидящим полукругом детям, предлагается рассмотреть опорные картинки с условными изображением эпизодов былины). Дети пересказывают былину, с опорой на них: " В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики -перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал Илюшенька испил сам водицы и почувствовал в себе силу богатырскую". В: Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды — выберете нужную и назовите её. Дальше детям предлагается вернуться к опорным картинкам и продолжить пересказ. «А как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается.» В: На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской. Подвижная игра «Петушиные бои». (См. приложение ). Дети возвращаются к картинкам и завершают пересказ. «Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал спотыкаться. А он берёт тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремячку и повёз по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру».
2002 © Kolobok-web
|