"Все для детского сада" «Путешествие по Древней Руси. «Вавила и скоморохи». Цель: Продолжать формировать умение пересказывать знакомый текст по вопросам героев былины. Развивать чувство юмора, воображение. Поощрять желание детей сочинять небылицы самостоятельно, объясняя в чём состоит неправдоподобность утверждения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Материал: Ширма, куклы-перчатки: Вавила, Матушка, Девочка Катюха. Ход: Звучит весёлая музыка. Дети рассаживаются перед театральной ширмой. Воспитатель уходит за ширму, надевает на руку куклу-перчатку — Вавилу. Спектакль начинается. Вавила: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы продолжаете путешествовать по русским былинам. Я живу в одной из них. А кто я и откуда, расскажу, если вы выговорите чистоговорку: Из-под
Костромщины Говорили про покупки, Про крупу да про покрупки. Дети повторяют. Вавила: Молодцы! Вам откроюсь я! Зовут меня Вавила. Догадались из какой я былины? Дети: Да, «Вавила и скоморохи». Вавила: Тогда расскажите. А начнёт рассказ тот, на ком закончится моя считалка: Я пойду, куплю дуду, Я по улице пройду. Громче, дудочка, дуди, Мы молчим — Ты говори! Ребёнок начинает пересказ: У честной вдовы да у Ненилы было чадо любимое да Вавила. А поехал он на ниву пахать — родну Матушку кормить. И пришли к нему скоморохи и говорят: «Мы идём на Нищее царство, переиграть царя Гороха и всю его семью». Вавила: Конечно, переиграть. А как переиграть? Переиграть можно по разному. Давайте сыграем в игру «Оркестр» и посмотрим кто кого переиграет. (Дети играют в игру «Необычный оркестр». Ход игры смотри в «Предварительной работе «Вавила и скоморохи» п.9) Вавила: Хорошо, шумно и весело, как на настоящей ярмарке. А что же случилось, когда скоморохи мне предложили в дудочку сыграть? Дети: Заиграл Вавила во гудочек, заиграл гудочек, как звоночек. У Вавилы в руках были вожжи — превратились они в шёлковые струны. Вавила: Молодцы, хорошо помните былину. (Звучит музыка, появляется кукла-Матушка.) Вавила (обращаясь к ней): Матушка! Зовут меня скоморохи в путь-дорогу скоморошничать. Матушка: Хорошо, сынок, отправляйся. Но сначала за стол садитесь, а уж потом в путь-дорогу отправляйтесь. Матушка: Поднесла я хлеба ржаные, а стали они … Дети: пшеничные. Матушка: Поднесла варёную курицу … Дети: та взмахнула крыльями да полетела. (Кукла-Матушка прячется за ширмой). Вавила: Отпустила меня Матушка родная в дорогу и пошли мы скоморошничать. А кого же мы встретили на пути? Дети: Встретили мужиков что строят избу. Скоморохи спросили: «Вам помочь?» Мужики их прогнали. Вавила: Точно-точно, так всё и было. Заиграл я тогда в гусли. Какие чудеса стали происходить? Дети: Ехала
деревня мимо мужика — — Тпру-у, — сказала лошадь, А мужик заржал. Лошадь пошла в хату, А мужик стоял. Лошадь ела сало, А мужик овёс. Лошадь села в сани, А мужик повёз. Вавила: И пошли мы дальше. А чудеса всё продолжались … Видим на горе пасётся корова, под горой у реки стоит телега, рядом сапоги, тут я как заиграю в гудок-звончатый. Дети: На горе стоит телега, Слёзы падают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. Вавила: Ох, и весело было! И пошли мы дальше. (Появляется Катюха, несёт петуха). Вавила (обращаясь к ней): Бог в помощь — продать петуха! Катюха: Спасибо, люди добрые, за добрые слова. Вавила (обращаясь к детям): Ну-ка, ребята, вспомните, какую новую смешилку я сочинил про девочку Катюху? Дети: Катя, Катя, Катюха, Оседлала петуха. Петух заржал, На базар побежал! Катя: Ребята, а со мной поиграете в весёлые рифмы? (Проводится игра «Рифмы».Девочка начинает предложение, дети заканчивают). На
кривые две ноги
Шла корова и мычала, Шла собака и …рычала.
Ехал Ваня на коне, А Маруся в это время отдыхала на …Луне.
Подарили Кате киску, Киска любит есть …сосиски.
Долго рёвушка ревела, Так, что платье…отсырело.
У кого длиннющий нос, Тот и сам чуть-чуть …подрос.
(Катя уходит, машет на прощание рукой). Вавила: И пошли скоморохи по дороге, и пришли в Нищее царство. Чем же заканчивается моя история? Дети: Пришли скоморохи в царство. Переиграли царя и его семейство. И стал Вавила сам царствовать. И привёз свою Матушку. Стали они жить-поживать да добра наживать. (Воспитатель выходит из-за ширмы). Воспитатель: Понравилась вам страна-Небывальщина? Дети: Да! Воспитатель: Я уверена, что вы и сами сможете сочинить небылицы не хуже скоморохов. Дети сочиняют небылицы. Например:
Из колодца можно набрать ведро яблочного сока (в колодце яблочного сока не бывает). В самоваре варят щи (в самоваре кипятят воду). Весной начинается листопад( листопад бывает только осенью). В поле растут булки(в поле растут колосья пшеницы).
В завершение проводится музыкально-ритмическая игра «Русская плясовая».
2002 © Kolobok-web
|