интернет-журнал СЦЕНАРИЙ.RU: у нас вы найдете то, что искали

"Все для детского сада"

«Путешествие по Древней Руси. «Вавила и скоморохи».

Цель: Продолжать формировать умение пересказывать знакомый текст по вопросам героев былины. Развивать чувство юмора, воображение. Поощрять желание детей сочинять небылицы самостоятельно, объясняя в чём состоит неправдоподобность утверждения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материал: Ширма, куклы-перчатки: Вавила, Матушка, Девочка Катюха.

Ход: Звучит весёлая музыка. Дети рассаживаются перед театральной ширмой. Воспитатель уходит за ширму, надевает на руку куклу-перчатку — Вавилу. Спектакль начинается.

Вавила: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы продолжаете путешествовать по русским былинам. Я живу в одной из них. А кто я и откуда, расскажу, если вы выговорите чистоговорку:

Из-под Костромщины
Шли четыре мужчины.

Говорили про покупки,

Про крупу да про покрупки.

Дети повторяют.

Вавила: Молодцы! Вам откроюсь я! Зовут меня Вавила. Догадались из какой я былины?

Дети: Да, «Вавила и скоморохи».

Вавила: Тогда расскажите. А начнёт рассказ тот, на ком закончится моя считалка:

Я пойду, куплю дуду,

Я по улице пройду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы молчим —

Ты говори!

Ребёнок начинает пересказ: У честной вдовы да у Ненилы было чадо любимое да Вавила. А поехал он на ниву пахать — родну Матушку кормить. И пришли к нему скоморохи и говорят: «Мы идём на Нищее царство, переиграть царя Гороха и всю его семью».

Вавила: Конечно, переиграть. А как переиграть? Переиграть можно по разному. Давайте сыграем в игру «Оркестр» и посмотрим кто кого переиграет.

(Дети играют в игру «Необычный оркестр». Ход игры смотри в «Предварительной работе «Вавила и скоморохи» п.9)

Вавила: Хорошо, шумно и весело, как на настоящей ярмарке. А что же случилось, когда скоморохи мне предложили в дудочку сыграть?

Дети: Заиграл Вавила во гудочек, заиграл гудочек, как звоночек. У Вавилы в руках были вожжи — превратились они в шёлковые струны.

Вавила: Молодцы, хорошо помните былину.

(Звучит музыка, появляется кукла-Матушка.)

Вавила (обращаясь к ней): Матушка! Зовут меня скоморохи в путь-дорогу скоморошничать.

Матушка: Хорошо, сынок, отправляйся. Но сначала за стол садитесь, а уж потом в путь-дорогу отправляйтесь.

Матушка: Поднесла я хлеба ржаные, а стали они …

Дети: пшеничные.

Матушка: Поднесла варёную курицу …

Дети: та взмахнула крыльями да полетела.

(Кукла-Матушка прячется за ширмой).

Вавила: Отпустила меня Матушка родная в дорогу и пошли мы скоморошничать. А кого же мы встретили на пути?

Дети: Встретили мужиков что строят избу. Скоморохи спросили: «Вам помочь?» Мужики их прогнали.

Вавила: Точно-точно, так всё и было. Заиграл я тогда в гусли. Какие чудеса стали происходить?

Дети:

Ехала деревня мимо мужика —
Глядь, из-под собаки лают ворота.

— Тпру-у, — сказала лошадь,

А мужик заржал.

Лошадь пошла в хату,

А мужик стоял.

Лошадь ела сало,

А мужик овёс.

Лошадь села в сани,

А мужик повёз.

Вавила: И пошли мы дальше. А чудеса всё продолжались … Видим на горе пасётся корова, под горой у реки стоит телега, рядом сапоги, тут я как заиграю в гудок-звончатый.

Дети:

На горе стоит телега,

Слёзы падают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Вавила: Ох, и весело было! И пошли мы дальше.

(Появляется Катюха, несёт петуха).

Вавила (обращаясь к ней): Бог в помощь — продать петуха!

Катюха: Спасибо, люди добрые, за добрые слова.

Вавила (обращаясь к детям): Ну-ка, ребята, вспомните, какую новую смешилку я сочинил про девочку Катюху?

Дети:

Катя, Катя, Катюха,

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Катя: Ребята, а со мной поиграете в весёлые рифмы?

(Проводится игра «Рифмы».Девочка начинает предложение, дети заканчивают).

На кривые две ноги
Одеваем…сапоги.

Шла корова и мычала,

Шла собака и …рычала.

Ехал Ваня на коне,

А Маруся в это время отдыхала на …Луне.

Подарили Кате киску,

Киска любит есть …сосиски.

Долго рёвушка ревела,

Так, что платье…отсырело.

У кого длиннющий нос,

Тот и сам чуть-чуть …подрос.

(Катя уходит, машет на прощание рукой).

Вавила: И пошли скоморохи по дороге, и пришли в Нищее царство. Чем же заканчивается моя история?

Дети: Пришли скоморохи в царство. Переиграли царя и его семейство. И стал Вавила сам царствовать. И привёз свою Матушку. Стали они жить-поживать да добра наживать.

(Воспитатель выходит из-за ширмы).

Воспитатель: Понравилась вам страна-Небывальщина?

Дети: Да!

Воспитатель: Я уверена, что вы и сами сможете сочинить небылицы не хуже скоморохов.

Дети сочиняют небылицы. Например:

Из колодца можно набрать ведро яблочного сока (в колодце яблочного сока не бывает).

В самоваре варят щи (в самоваре кипятят воду).

Весной начинается листопад( листопад бывает только осенью).

В поле растут булки(в поле растут колосья пшеницы).

В завершение проводится музыкально-ритмическая игра «Русская плясовая».

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service

2002 © Kolobok-web
Hosted by uCoz