Назовите настоящую фамилию
Ахматовой. Каково происхождение псевдонима? Как относилась Ахматова к своему
имени Анна?
Что связывало А. Ахматову
с Царским Селом? Как царскосельские впечатления отразились в ее творчестве?
Каков биографический
подтекст стихотворения "В ремешках пенал и книги бы- ли..." (1911), цикла
стихотворений "Реквием" (1935-1940)?
"...А тот,
кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся..."
("Учитель", 1945)
О ком эти строки?
С каким литературным
направлением связано раннее творчество А. Ахматовой?
Встречалась ли А. Ахматова
с А. Блоком?
Какова биографическая
основа стихотворных строк: "Я не искала прибыли,/ И славы не ждала,/ Я под
крылом у гибели/ Все тридцать лет жила" ("Не с лирою влюбленного...", 1959)?
Приведите 4—5 стихотворений
Ахматовой, где в основе композиции — какое-то событие. В чем своеобразие сюжетов
в лирике Ахматовой?
Какие цветы упоминала
в стихотворениях Ахматова? Что они означают? Приве- дите примеры символики
цветов, растений в контексте ее лирики.
Из каких стихотворений
взяты эти четверостишия? Определите особенности стиха в каждом из них.
а) Мне от
бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
б) Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."
в) Перо задело о верх экипажа.
Я поглядела в глаза его.
Томилось сердце, не зная даже
Причины горя своего.
г) Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Писала ли Ахматова прозу?
Какие стихотворения посвятили
друг другу А. Ахматова и М. Цветаева?
Назовите стихотворения,
посвященные О.Э. Мандельштамом А. Ахматовой.
Как относилась А. Ахматова
к С. Есенину? В. Маяковскому? Б. Пастернаку?
Уже первый сборник поэтессы
"Вечер" (1912) был подписан псевдонимом — А. Ахматова, хотя ее фамилия по
отцу была Горенко. Своим псевдонимом Ахматова избрала девичью фамилию прабабки
по материнской линии — Прасковьи Федосеевны Ахматовой. По рассказу Ахматовой,
ее род восходил к хану Золотой Орды Ахмату (или Ахмету), убитому приближенными
после неудачного похода на Москву в 1481 г. при Иване III'. П.Ф. Ахматова
вышла замуж за симбирского помещика Егора Мотовилова. В честь их дочери —
Анны Егоровны, Ахматова была названа Анной. Семантика имени Анна — благодать
(евр.)2. В разные периоды жизни Ахматова относилась к своему имени и псевдониму
по-разному: "В то время я гостила на земле./ Мне дали имя при крещенье — Анна,/
Сладчайшее для губ людских и слуха..." ("Эпические мотивы", 1913); "Татарское,
дремучее / Пришло из никуда, / К любой беде липучее, /Само оно-беда" ("Имя",
1958).
Ахматова родилась под
Одессой (Большой Фонтан), но "годовалым ребенком... была перевезена на север
— в Царское Село" (Т. 2. С. 266). Здесь она прожила до 16 лет, проводя летние
месяцы под Севастополем, где "подружилась с морем" (Там же). В 1905 г. родители
Ахматовой расстались, и мать с детьми переселяются на юг. Впоследствии Ахматова
много раз бывала в Царском Селе, оставшемся ее любимым местом, с которым связаны
первые воспоминания: "...зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня
водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал
и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду" (Там же). Царскосельские
мотивы звучат во многих стихотворениях Ахматовой, можно говорить о ее царскосельском
тексте. "Здесь не Темник, не Шуя — Город парков и зал,/ Но тебя опишу я,/
Как свой Витебск — Шагал...", — писала Ахматова в 1961 г. ("Царскосельская
ода"). Царскому Селу посвящены неоконченная царскосельская поэма "Русский
Трианон" (1925—1940), "Первое возвращение" (1910), стихотворения из цикла
"В Царском Селе" (1911), "Царскосельская статуя" (1916), "Городу Пушкину"
(1957) и др. Это одновременно и пушкинская тема: "Смуглый отрок бродил по
аллеям, / У озерных грустил берегов. / И столетие мы лелеем / Еле слышный
шелест шагов" ("Смуглый отрок бродил по аллеям..." (1911); "...Внимательные
северные звезды/ (Совсем не те, что будут через год) / Прищурившись, глядят
в окно Лицея. / Где тень Его над томом Апулея" ("Русский Трианон",1925-1940).
Стихотворение "В ремешках
пенал и книги были..." (1911) посвящено первой встрече Ахматовой с Николаем
Гумилевым (в 1903 г.) в Царском Селе. В 1910 г. она выходит за него замуж.
Анне Андреевне Горенко посвящена вторая книга стихов Н. Гумилева "Романтические
цветы" (1908 г.). Первый сборник стихотворений Ахматовой "Вечер" (1912) вышел
в свет с благословения Гумилева: "Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся
из Аддис- Абебы, и я прочла ему то, что впоследствии стало называться "Вечер",
он сразу сказал: "Ты — поэт, надо делать книгу" (Т. 1. С. 402). В 1912г. у
Ахматовой и Гумилева родился сын: "Загорелись иглы венчика/ Вкруг безоблачного
лба. / Ах! улыбчивого птенчика/ Подарила мне судьба ("Загорелись иглы венчика",1912).
Судьбы и мужа и сына Ахматовой трагичны. Н. Гумилев расстрелян в 1921 г. по
обвинению в контрреволюционном заговоре, сын — Лев Николаевич Гумилев (1912—1992)
— известный ученый-историк, дважды был арестован. Когда Ахматова писала "Реквием"
(1935-1940), это был реквием по "моему народу", участь которого разделили
ее близкие. Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты:
Показать бы
тебе. насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Пол Крестами будешь стоять
И своей слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Своим учителем Ахматова
считала Иннокентия Анненского. "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его
творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной
цельностью...", — писала Ахматова в статье "Иннокентий Анненский" (Т. 2. С.
235). Прочитав в 1910 г. корректуру его книги "Кипарисовый ларец" (Т. 1. С.
235.), она. по ее словам, "что-то поняла в поэзии" (Т. 1. С. 402). По мнению
Ахматовой, Анненский был не только ее учителем. но учителем и Пастернака,
и Мандельштама. и Гумилева. Не потому, "что они ему подражали, — нет..., но
названные поэты уже "содержались" в Анненском" (Т. 2. С. 236).
С акмеизмом. "В 1910
году, — писала Ахматова, — явно обозначился кризис символизма, и начинающие
поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм. другие — в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем
и Нарбутом — я сделалась акмеисткой" (Т. 2. С. 267). Оформление акмеизма как
литературного направления относится к 1911 г. (группа "Цех поэтов", где Ахматова
некоторое время была секретарем). Рупором идей акмеистов были журналы "Аполлон"
(1909-1917) и "Гиперборей" (1912-1913). Гумилев, один из вождей этой школы,
считал акмеизм реакцией на символизм: "На смену символизма идет новое направление,
как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова акте — высшая степень чего-либо,
цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь),
во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания
отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме", — писал Гумилев
в программной статье "Наследие символизма и акмеизм" (1913)3. Акмеизм провозгласил
освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от туманности,
неясности смысла и усложненной метафоричности. "Борьба между акмеизмом и символизмом.
— писал другой "синдик" акмеизма С. Городецкий в статье "Некоторые течения
в современной русской поэзии" (1913 г.) — есть прежде всего борьба за этот
мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю...
После всяких неприятии мир бесповоротно принят акмеизмом во всей совокупности
своих красот и безобразий". Установка на "вещность" изображаемого мира была
характерна и для раннего творчеcтва.