Ольга
КОЗЛОВА,
преподаватель немецкого языка
гимназии N 12
Саранск
Amat victoria curam (Победа любит
заботу)
Интеллектуальная игра
по античной культуре для 5 - 7-х классов
Основой игры
"Крестики-нолики" является классическое детское поле 3х3.
Участники
В игре участвуют две команды по 9 человек, жюри из 9 человек (желательно),
ведущий.
Ход игры:
В клетках поля записаны названия 9 конкурсов (или 9 областей предметного знания).
Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со значками "Х"
и "О". Команда, вытянувшая "Х", называется командой "крестиков"
и начинает игру, т.е. выбирает на поле конкурс для игры, и первыми же "крестики"
выполняют задания конкурса.
Жюри оценивает
выступление команд, для чего каждый член жюри поднимает карточку со знаком
той команды, которая по его мнению победила.
Команда,
победившая по большинству голосов членов жюри, ставит свой знак на игровое
поле на место только что сыгранного конкурса.
Следующий
конкурс выбирает проигравшая команда.
В игре выигрывает та команда, которой удалось поставить три своих знака в
один ряд или поставить на поле пять своих знаков.
Реквизит
- Игровое поле с названием конкурсов.
- 9 пар карточек для жюри (на одной карточке знак "Х" на другой
"О".
- Фломастеры или мел для проставления знаков на табло.
Желательно также заготовить головные или нагрудные знаки для команд.
Предлагаемый вариант игры рассчитан на учеников 5-7-х классов.
В квадраты игрового поля вписаны следующие названия:
1. Аполлон
2. Гомер
3. Одиссей
4. Эдип
5. Орфей
6. Эней
7. Тантал
8. Пандора
9. Сизиф
КОНКУРС 1
"Аполлон"
Как известно, Аполлон - красивый юный греческий бог солнечного света, бог
гармонии, духовной деятельности и искусств. В данном конкурсе предлагается
нарисовать героев античной мифологии: Кентавра и Сфинкса. Каждой команде выдается
лист ватмана, разрезанный на девять частей. Каждому члену команды - своя часть.
Части нумеруются так же, как и само поле игры. Каждый из участников должен
нарисовать свой участок общего портрета. После чего лист складывается соответственно
по номерам. Во время работы команд звучит музыка или разыгрывается какой-либо
конкретный номер. В конце конкурса жюри оценивает качество нарисованного портрета.
Для сравнения возможно использование заранее изготовленных портретов этих
героев.
КОНКУРС 2
"Гомер"
Гомер - поэт, стоящий у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы.
В этом конкурсе командам предлагается следующее задание: обе команды выстраиваются
в две колонны по обе стороны от ведущего. Первый участник стартующей команды
начинает рассказ на заданную тему и продолжает его в течение 20 секунд.
После этого слово передается первому участнику противоположной команды, который
начинает свой рассказ с последней фразы предыдущего рассказчика, и так далее.
Каждая команда должна развивать только свою линию сюжета.
В этом конкурсе команда "крестиков" рассказывает о подвигах Геракла.
Рассказ должен вестись от лица Геракла. Команда "ноликов" повествует
о приключениях аргонавтов от имени Ясона.
После того как все играющие примут участие в этом конкурсе, жюри оценивает
остроумие, находчивость, связанность сюжета и т.д.
КОНКУРС 3
"Одиссей"
Если бы не ум и хитрость Одиссея, то ему и его друзьям никогда не удалось
бы взять неприступную Трою.
Участникам конкурса предлагается попробовать свои силы в решении следующих
задач.
Обеим командам выдается пустая кроссвордная сетка. Рядом располагаются определения
слов, которые им требуются, и расставить в данной сетке. Команды предупреждаются
о том, что конкурс проводится на время.
Aenigma (см. А.В.Подосиков, Н.И.Щавелева. Lingua latina. М., 1994, ч. I, стр.
80).
1. dea caeca fati
2. dea plantarum
3. nominativus sing.
4. imperativus sing. personae secundae verbi "пахать"
5. persona tertia sing. praesent ind. activi verbi "запрещать"
6. ego - mea
tu - ?
7. in - just - itia justus
(несправедливость) (справедливый)
in - san - ia ?
(нездоровье) (здоровый)
КОНКУРС 4
"Эдип"
Именно Эдипу удалось разгадать загадку Сфинкса. Чудовище подкарауливало путников
и пожирало всех, кто не мог отгадать его загадку: "Кто ходит сперва на
четырех ногах, затем на двух, а потом на трех?". Когда Эдип ответил:
"Человек", чудовище с горя бросилось в пропасть. Участники игры
в этом конкурсе должны ответить на целый ряд вопросов. Вопросы задаются всем
участникам игры по очереди: первому участнику начинающей команды, затем первому
участнику противоположной команды, затем второму участнику первой команды
и т.д.
На обдумывание вопроса дается не более 10 секунд.
Варианты вопросов:
1. Назовите синоним к слову "азбука". (Алфавит).
2. Во всех мифологиях мира есть рассказы о том, как начинался мир. С чего
начинается происхождение мира и богов в античной мифологии? (С безграничного
темного Хаоса).
3. Кто из богов вырос на острове Крит и был вскормлен молоком козы Амалфеи?
(Зевс).
4. Кто из богов повелел своей жене приносить ему рождавшихся детей и безжалостно
проглатывал их? (Крон).
5. Как в Древнем Риме назывался учитель, который занимался с учениками арифметикой?
(Калькулятор).
6. Что означает выражение "дни собачек" или "собачья жара"?
(Каникулярии - каникулы).
7. Юные прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), были постоянными
спутницами Аполлона. Среди них была величавая муза трагедии по имени... (Мельпомена).
8. Всем знакомые слова "телевизор", "телескоп", "телефон",
"телеграф" вы будете писать правильно, зная, что "теле"
по-гречески означает... (Далеко).
9. В XIX веке большинство ученых считали, что гомеровский эпос не имеет под
собой реальной исторической основы, что это лишь поэтическая фантазия. Но
в этом же веке нашелся человек, который доказал, что легендарная Троя существовала.
Назовите имя этого немецкого археолога. (Генрих Шлиман).
10. Почему произведение Гомера о гибели Трои называется "Илиада"?
(Второе название Трои "Илион" - по имени его основателя Ила).
11. С III века до н.э. миф об Энее стал в Риме весьма популярным, ведь Рим
оказался новой Троей, ее продолжением. Наиболее классической разработкой этого
мифа является эпическая поэма римского поэта Публия Вергилия Марона (70-19
гг. до н.э.), которая называлась... ("Энеида").
12. К обеду в Риме относились серьезно. Часто приглашались гости, и тогда
трапеза превращалась в застолье (пир), сопровождаемое беседами об искусстве,
литературе. В начале обеда подавали закуски: салаты, грибы, капусту, маринованную
рыбу, морских ежей, улиток или устриц. Обязательно были и яйца: "Ab ovo..."
Завершался обед десертом. В него входили сладкие кремы, бисквиты, орехи и
прочие фрукты: "...usque ad mala". Какая русская пословица соответствует
латинскому выражению "Ab ovo usque ad mala" - "от яйца до яблок"?
(От "А" до "Я", сначала до конца).
13. Как вы, вероятно, заметили, в нашем сегодняшнем календаре сентябрь, октябрь,
ноябрь и декабрь - это девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы,
у римлян же это были седьмой (от числительного septem - September), восьмой
(octo - October), девятый (novem - November), десятый (decem - December).
Объясните, почему? (В древнейшие времена год делился на 10 месяцев и начинался
с марта в честь бога Марса).
14. Найдите русские пословицы и поговорки, соответствующие следующим латинским
выражениям: Otium post negotium. (Сделал дело, гуляй смело!).
Malа gallina, malum ovum. (Яблоко от яблони недалеко падает).
Finis coronat opus. (Конец - делу венец).
Qualis rex, talis grex. (Каков поп, таков и приход).
15. Назовите имена богинь, присутствующих на "Суде Париса". (Гера,
Афина, Афродита).
16. Дидона - дочь тирского царя Бела, основательница и первая царица Карфагена.
Когда брат Дидоны Пигмалион из алчности убил ее супруга, она вместе со своими
спутниками бежала в Африку. Там она пожелала иметь столько земли, сколько
сможет покрыть одна бычья кожа. Каким образом на приобретенной земле она основала
"Новый город" (по-финикийски: Карт Хадашт)? (Она разрезала кожу
на тоненькие полоски).
17. Кто из героев убил орла, прилетавшего клевать печень Прометея, разбил
оковы и выдернул из скалы огромный щит, которым был прибит к ней Прометей?
(Геракл).
18. Назовите область Италии, куда троянцы вместе с Энеем прибыли после долгих
скитаний. Это место стало их новой родиной. Кто был царем этой области, как
назывались племя, населяющее ее, и язык, на котором они говорили? (Лация,
Латин, латиняне, латинский язык).
КОНКУРС 5
"Цербер"
Цербер - трехглавый пес, страж подземного царства Аида, сын Тифона и Эхидны.
Он был очень бдительным и недоверчивым. Любого живого человека, вошедшего
в подземное царство, он считал лишним. В этом конкурсе участники должны определить
лишнее из четырех названных слов. Ведущий зачитывает четыре слова, а первые
два участника из обеих команд должны назвать лишнее по их мнению. После чего
зачитываются слова для второй пары участников и т.д.
Вариант слов (лишние слова написаны в скобках):
- verbum, adjectivum, substantivum (adverbium - неизменяемое);
- "-о", "-mus", "-nt" ("-mini" - окончание
страдательного залога);
- "-ae", "-am", "-arum" ("-os" - окончание
II склонения);
- Гера, Зевс, Деметра (Церера - римская богиня);
- Бабрий, Лафонтэн, Крылов (Эзоп - его басни написаны в прозе);
- актер, кондуктор, лектор (экспозиция - существительное, образованное с помощью
суффикса "-tio" и обозначает результат действия);
- Август, Калигула, Нерон (Юлий Цезарь - он не был императором);
Палатинский, Авентинский, Капитолийский (Авгурский - это не холм, на котором
расположен Рим);
- Семела, Агава, Ино (Гармония - она не дочь Кадма, а его жена).
КОНКУРС 6
"Эней"
На двадцати кораблях Эней отплыл с троянскими беженцами на запад, чтобы по
воле Зевса обрести новую родину в Италии. Но пока Эней не спустился в царство
Аида к своему отцу Анхису, он не смог узнать, где его новая родина.
В этом конкурсе играющие должны угадать, что находится в черном ящике, с помощью
вопросов, на которые ведущий может ответить "да" или "нет".
Сначала вопросы задает одна команда для своего предмета (каждый член команды
может задать один вопрос), а потом другая. Участники игры предупреждаются,
что в ящике находятся предметы, имеющие прямое отношение к античной мифологии.
Для одной команды в ящике приготовили "Рог изобилия", для другой
- сандалии (крылатые сандалии Гермеса). Выигрывает команда, отгадавшая свой
предмет. Если ни одной команде не удалось дать правильный ответ, то выигрывает
та команда, которая была ближе к правильному ответу. Это определяет жюри.
КОНКУРС 7
"Ниоба"
Ниоба - дочь Тантала, жена фиванского царя Амфиона. Гордая своими детьми,
Ниоба смеялась над богиней Лето (Латоной), у которой было только двое детей.
Ниоба очень любила своих детей (у нее было семь красавцев-сыновей и семь красавиц-дочерей).
Она считала себя счастливее многих богинь. В этом конкурсе командам предлагается
прорекламировать два предмета, которые они получают от ведущего.
Варианты предметов
1. Яблоко ("яблоко раздора").
2. Клубок шерсти ("нить Ариадны").
На подготовку к конкурсу командам дается по одной минуте. По окончании конкурса
жюри оценивает, какая команда лучше справилась с предложенным заданием.
КОНКУРС 8
"Прометей"
Прометей - сын титана Иапета и богини Демиды. Прометей любил людей, вдохнул
в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного
очага на Олимпе и принес в дар людям. Научил их ремеслам, читать, писать,
считать. Познакомил людей с лекарствами и лечением больных. Он учил их жить
счастливо. Много интересного и полезного узнали люди от Прометея. Перечисление
этого потребовало бы много сил. Участникам конкурса предлагается перечислить
те афоризмы, которые они знают. Выигрывает команда, которая назовет больше
афоризмов.
КОНКУРС 9
"Сизиф"
В памяти людей Сизиф прежде всего запечатлелся как человек, умеющий прибегать
к уловкам, любопытным логическим цепочкам, чтобы избегать смерти. Правила
этого конкурса таковы: первому участнику задается вопрос. Его ответ переделывается
в следующий вопрос и задается второму участнику этой же команды. Например:
Ведущий: Почему Гефест хромой?
Участник 1: Потому, что он был сброшен с Олимпа.
Ведущий: А почему он был сброшен с Олимпа?
Участник: Потому, что он был уродлив.
И т.д.
Участники предупреждаются, что, чем остроумнее ответ, тем выше оценка жюри.
Вариант вопросов командам:
Почему Кадм прибыл на гору Парнас?
Почему Орфей спустился в царство Аида?
Ответ девятого члена команды ведущий считает ответом на поставленный вопрос
и зачитывает командам.
Жюри оценивает ответы команд.