(2 учебных часа)
Автор-составитель: И. В. Гороховская
1. Секреты организации конкретного дела
Задачи:
разработать алгоритм подготовки и проведения дела;
вычленить секреты успеха дела.
Принципы занятия:
один ум хорошо, а два лучше;
мы и сами с усами.
1). Разбивка на 4 группы (при входе). Рассаживаются по группам.
2). Сообщение задач занятия.
3). Введение в занятие.
В этой части занятия будем говорить об организации викторин, интеллектуальных игр, детских праздников, конкурсно-развлекательных, литературно-музыкальных, шоу-программ, акций и иных форм работы.
В течение занятия пройдет 4 тура:
1 тур “Алгоритм”
Представьте, что вы (каждая группа) получили задание разработать дело. Но само дело разрабатывать не требуется, необходимо только продумать план (этапы) подготовки и проведения вашего дела.
2 тур “Подготовка”, 3 тур “Проведение”, 4 тур “Анализ дела”
Во время этих туров мы разработаем секреты успеха каждого этапа.
В каждом туре будут даны задания, на обсуждение которых отводится определённое
время, поэтому работать нужно интенсивно. Со своими предложениями выступает
спикер группы.
4). Жеребьёвка дел для групп.
Дела для групп:
1 группа – спортивное дело.
2 группа – интеллектуальная игра.
3 группа – конкурсно-развлекательная программа.
4 группа – акция (социально-значимая).
5 группа – танцевально-конкурсная программа.
5). 1 тур “Алгоритм”
Задание:
Продумайте этапы подготовки и проведения полученного вами дела.
Время: 3 мин.
Выступление спикеров, дополняющих друг друга.
Этапы подготовки и проведения
Мы делим процесс организации дела на 3 блока, каждый из которых, в свою очередь, дробится на составляющие.
0. Целеполагание. (Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям?).
1. Подготовка к проведению:
знакомство с имеющейся литературой;
выбор или разработка дела (мероприятия) с учетом возраста;
выбор и подготовка места проведения;
подготовка реквизита, костюмов;
привлечение спонсоров;
подготовка, покупка призов;
определение сроков, длительности дела;
проведение рекламной кампании;
подготовка музыкального сопровождения;
выбор и работа с жюри;
деление на команды;
подготовка домашнего задания;
выбор и подготовка ведущих;
остановись, подумай! (предварительный психолого-педагогический анализ).
Проведение:
вовлечение, введение в программу (сюжет);
приветствие ведущих;
деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;
объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела,
правила и ограничения);
руководство (ведение) программой;
заключение, выход из игры;
подведение итогов.
3. Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие).
4. Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т. д.).
6). 2 тур “Подготовка”
Задание 1:
Что необходимо учитывать при разработке (выборе) вашего дела?
Время: 1 мин.
Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.
Задание2:
Каковы требования к месту проведения вашего дела?
Время: 30 сек.
Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.
Задание3:
Продумайте требования к реквизиту.
Время: 30 сек.
Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.
Задание 4:
Над чем необходимо подумать ещё раз в последний момент перед проведением дела?
Время: 30 сек.
Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению(в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).
7). 3 тур “Проведение”
Задание 1:
Какими средствами, приёмами вы воспользовались бы при введении ребят в ваше дело?
Время: 1 мин.
Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу- программы), а так же для того чтобы дети заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом "легком весе". "Легкий вес" характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.
Задание 2
На что необходимо обратить внимание при объяснении правил вашего дела?
Что должно включать объяснение правил?
Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:
— игровая задача;
— роли и расположение на площадке;
— ход;
— правила, ограничения;
— представление жюри.
Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.
Задание 3:
Какие способы разбивки вы можете порекомендовать?
Деление на команды, распределение ролей - трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.
Деление на команды можно осуществить следующим образом:
— по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);
— по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;
— игроки сами набирают команду (например, игра "Два корабля": выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);
— при помощи игр-разбивок, например, "Молекулы";
— при помощи многоуровневых жетонов.
Задание 4:
Что необходимо учитывать при руководстве вашим делом?
Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать детей игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.
Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.
Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).
Задание 5:
Какие формы подведения итогов, поощрения вы могли бы предложить в вашем деле?
Заключение, подведение итогов. Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным ("последнее задание" и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным - победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:
— присвоение званий (капитан первого ранга);
— объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);
— выставление оценок, подсчет очков, определение мест;
— вручение знаков отличий и т.д.
Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы "демобилизует" своих пограничников и отпускает их по домам.
Рекомендуемое время проведения программы:
Младший школьный возраст - 35-45 мин.(подвижные до 1ч.)
Средний школьный возраст - 60 - 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)
Старший школьный возраст - 80 - 100 мин. (подвижные до 2ч.)
8) 4 тур “Анализ дела”
Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п. К разбору надо привлекать помощников. Это приучает ребят критически мыслить, повышает их сознательность. Здесь так же определяется ближайшее последействие.
Более подробно этот вопрос мы рассмотрим на следующем занятии.
Анализ занятия:
Чего мы добились сегодня на занятии? Благодаря кому?
Что мешало нам? Как этого избежать?
Что бы вы изменили на занятии?
Получив задание
Давая поручение
УТОЧНИТЕ:
ОБЪЯСНИТЕ:
1.
ЦЕЛЬ хорошо представлять какова конечная цель задания, что должно быть на выходе,
чего следует добиваться;
1.
ЦЕЛЬ
2.
СОДЕРЖАНИЕ выделить главное, основное, увидеть вспомогательное. Бывает, что
организатор сосредотачивает свои усилия на второстепенном и упускает самое важное
только потому, что он в самом начале не смог разобраться в задании. Это не значит,
что без вспомогательного можно обойтись - одно без другого в организаторской
работе не существует;
2.
СОДЕРЖАНИЕ
3.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ определить последовательные этапы выполнения задачи,
3.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
-Обсудите план вместе!?
4.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ выяснить основные условия: сроки, место, материалы, средства,
предполагаемый состав участников общей работы;
4.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
5.
СУБОРДИНАЦИЯ уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны
вы, каковы ваши права и обязанности. Если вы выполняете только одну часть общей
работы, то следует точно определить, кто будет в вашем распоряжении, имеете
ли вы право сами подбирать участников работы, или их состав уже определен, перед
кем вы должны отчитываться и в какие сроки.
5.
СУБОРДИНАЦИЯ
6.
ПРОГОВОРИТЕ ЗАДАНИЕ ЕЩЁ РАЗ не стесняйтесь проговорить задание еще раз, убедиться,
что оно верно вами понято. Не считайте зазорным, получая задание, переспросить,
если что-то оказалось непонятным или появились сомнение, так ли вы поняли. Опыт
показывает, что эффективность работы повышается, от того, насколько верно и
полно усвоено организаторское задание.
6.
УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ЗАДАНИЕ ПОНЯ-ТО убедитесь, что поручение понято (косвенно
попросите повторить указание: “С чего ты собира-ешься начать?”);
Организаторская зада-ча
может формулиро-ваться более или менее подробно, в зависи-мости от опыта участников.
7.
СОСТАВЬ СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ Если работа требует
материальных средств, то необходимо решить: какие инструменты, материалы, снаряжение
вам понадобятся, в каком количестве, где их можно достать, как получить и где
хранить. Составьте список необходимых материалов и принадлежностей - вам за
них, возможно, придется отчитываться. Людям с вами будет приятней сотрудничать,
если вы придете однажды с полным списком необходимого, чем вы будете приходить
каждый день.
7.
ДОВЕРИЕ К ИСПОЛНИТЕЛЮ
в разговоре проявите доверие
к исполните-лю, к его способностям
8.
ПРОВЕРЬ ВЫПОЛНЕ-НИЕ ПОРУЧЕНИЯ К НАЗНАЧЕННОМУ СРОКУ
Задание:
Двое участников осваивают алгоритм
Один в роли того, кто даёт поручение; второй в роли того, кому дают поручение (допуская ошибки). Остальные участники исправляют ошибки.
Принципы работы в команде
(законы руководителя команды).
Принцип понятности задания каждому участнику.
Принцип использования опыта других.
Используйте опыт других людей, но помните, что опыт других не должен вас связывать в поиске новых решений.
Прежде чем обратиться за советом, необходимо набросать краткий предварительный план или, в крайнем случае, мысленно представить вариант выполнения дела. Только после этого есть смысл вести разговор с людьми. Может случиться, что ваш план после разговора изменится полностью. Ну и что. Ведь вы принимали участие в его рождении, а это немаловажно.
Принцип учёта возможностей каждого.
Мысленно сопоставьте основные условия задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Подберите помощников, младших организаторов. Могут организовываться временные группы по выполнению конкретного задания: штабы, советы дела и т.п. Но в случаях, когда дело нужно выполнять срочно, вопросы решаются оперативно самим организатором. При подборе помощников, участников дела принимайте в расчет их возрастные и индивидуальные особенности. Учтите - плохим работник бывает только потому, что ему дали не его дело.
Принцип распределения членов команды по видам работы (дробление).
Распределите членов группы по видам работы, по участкам. Если какую-нибудь часть работы выполняют два человека и более, назначьте старшего. На сложные участки направьте более опытных. Постарайтесь заинтересовать всех участников. У человека лучше получается то, что интереснее и приятнее делать.
Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы, поэтому должен отчетливо знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.
Принцип коллективного решения.
Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения. Обсудите план, попросите высказать замечания, предложения, советы, ответьте на вопросы. Внесите, если понадобится, изменения в план.
Примите коллективное решение (в зависимости от задачи). Коллективное обсуждение предложений участников дела и всего плана помогает избежать ошибок, лучше увидеть наиболее эффективные пути выполнения заданий, дает возможность каждому почувствовать свою причастность к общему делу.
Принцип персональной ответственности.
Принцип контроля.
За каждый участок работы (пункт плана) следует назначить или выбрать ответственного, который будет координировать работу и отвечать перед организацией за выполнение задания. Человек должен отчетливо знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется. Обязательно оговорите сроки, к которым работа должна быть выполнена и не забудьте спросить о выполнении по истечении срока.
Доверяй, но проверяй. Когда работа строится на доверии, она идет лучше. Но контроль и учет должны быть на каждом этапе организаторской работы. Ведите учет времени, как соблюдаются сроки исполнения. Не взваливайте все на себя, активнее привлекайте к контролю помощников и самих участников. Оперативно анализируйте эффективность выполнения задачи, определяйте сильные и слабые стороны работы. Получение объективной информации о ходе дела помогает вовремя определить отстающие участки, выяснить отношение к работе участников, скоординировать деятельность. Если необходимо, проведите перегруппировку сил, обратив особое внимание на отстающие участки. Помните, в отсутствии контроля - опасность срыва дела.
Будьте внимательны при завершении работы. К этому времени участники дела могут и устать, может появиться торопливость, стремление завершить его кое-как. Требуйте отчета о выполнении задания от всех, кому давались поручения. Убедитесь, что дело выполнено полностью.
Информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого в ней. Присмотритесь, кому тяжело, у кого не получается, кому надо помочь, кого перевести на другой участок.
Если вы не заняты, включайтесь в дело, идите туда, где требуется ваша помощь, где трудно. Если видите, что кто-то из участников дела не справляется, лучше его научить, чем заменять. Замена возможна лишь в крайнем случае.
Расходуйте свое время экономно, отдавайте его общему руководству, согласованию (координации) усилий между участниками работы. Не отвлекайтесь на мелочи, частные дела, это могут сделать ваши помощники, уделяйте внимание главным вопросам.
8. Принцип итогового анализа. Итоговый анализ - залог успешной работы.
Анализ проделанной работы может проводиться в различной форме в зависимости от конкретного дела. Подведение итогов, анализ проводится на общем собрании. Обсудите итоги со всеми, кто принимал участие в работе, проведите учет работы, проделанной на всех участках, во всех подразделениях, каждым членом группы. Будьте объективны. Вопросы, помогающие обсуждению:
Какие цели ставили? Чего хотели достичь?
Какие практические результаты получили?
Полностью ли достигнута цель?
Какими средствами она достигалась?
Какое количество участников было? Какое у них было настроение?
Какое отношение проявили к деятельности?
Какие взаимоотношения возникали в процессе работы?
Что помогало?
Что мешало? Как этого можно было избежать?
Чему научились?
Что нового узнали друг о друге, о деле?
Кому сказать спасибо?
Формула успеха: (придумана московскими школьниками)
придумали,
продумали,
разъяснили,
распределили,
помогли,
провели,
обсудили,
подарил