Александр
Геннадьевич БАДАНОВ,
зам. директора школы No 1 г. Волжска Республики Марий Эл:
- Предлагаем вашему вниманию игру на экологическую тематику.
В ближайшее время эта и другие игры и разработки, связанные с темой
"Окружающий мир, экология, дети", появятся на сайте нашей школы.
Адрес сайта: <http://margu.mari.ru/k12/vol1/index.html>
ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!
Цель игры: научить бережно
относиться к природе, понимать, какие
действия могут нанести ей урон.
Возраст участников: 12-13 лет.
Количество игроков: 2-3 команды по 5-6 человек.
Материалы:
- волчок со стрелкой-указателем;
- 6-8 карточек, на одной стороне которых указана категория задания
(лучше вместо надписи поместить соответствующий рисунок), на другой
стороне - само задание;
- вырезанные из бумаги "листья" разных деревьев, разрезанные на
части;
- рисунки птиц и их гнезд;
- рисунки растений, среди которых есть те, которые можно
заготавливать для подкормки птиц и зверей зимой;
- рисунки растений, среди которых есть лекарственные, ядовитые;
- предметы, из которых можно быстро изготовить кормушки для птиц
(например, бумажные пакеты из-под молочных продуктов, пластиковые
бутылки, фанера, дощечки).
Перед игрой расскажите
детям о том, кто такие берендеи и кто может
считаться берендеем. (Берендеи - из пьесы А.Н. Островского
"Снегурочка" и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова. Это
сказочный народ, живший в лесу. Берендеи знают лес и его обитателей,
соблюдают законы леса.)
Ребята разбиваются на команды, которые играют по очереди. Получив
задание, члены одной команды могут советоваться друг с другом, затем
один из них отвечает на вопрос или выполняет задание. На обдумывание
дается минута. Если одна команда дала неполный ответ, другие могут
его дополнить.
Разложите вокруг волчка карточки (рисунком вверх). Примеры
категорий: лес, звери, птицы, насекомые, грибы, лекарственные травы.
Можно придумать и другие категории, задания, вопросы.
Представитель команды вращает волчок, который, остановившись,
указывает на одну из карточек. Ведущий зачитывает задание. За
правильный ответ присуждается один балл, за дополнение - 0,5 балла.
Командам, набравшим по 6 очков, вручаются призы, например,
"удостоверения берендеев", значки в форме листьев.
Примеры заданий (вопросов) по категориям:
ЛЕС
1. Из вырезанных из бумаги "листьев" деревьев, разрезанных на
части и перемешанных, дети должны собрать один лист и назвать
дерево, к которому он относится.
2. Для чего поля окружают лесопосадками? (Для защиты от ветра,
который сдувает плодородный слой почвы и снег с полей.)
3. Какие деревья лучше других насыщают воздух фитонцидами?
(Хвойные.)
4. Какие деревья (молодые, средневозрастные, старые) эффективней
очищают воздух? (Средневозрастные.)
ЗВЕРИ
1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат и других зверей?
(Звери в неволе отучатся самостоятельно добывать пищу, прятаться от
врагов и, если их потом выпустить на волю, погибнут. В неволе же не
каждый зверек может выжить.)
2. Среди рисунков растений выбрать те, которые можно заготавливать
для подкормки зверей зимой, и назвать их.
ПТИЦЫ
1. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны
объяснить, как из одного из них (по выбору) сделать кормушку.
2. Среди рисунков растений выбрать те, которые можно заготавливать
для подкормки птиц зимой, и назвать их.
3. Из рисунков птиц и гнезд выбрать одну птицу, назвать и указать,
которое из гнезд принадлежит ей.
4. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц и даже просто трогать
их? (Птица может оставить гнездо.)
НАСЕКОМЫЕ
1. Какую пользу приносят шмели? (Они самые полезные дикие
опылители растений, а также единственные опылители клевера.)
2. Почему надо охранять муравейники? (Муравьи - санитары леса.)
ГРИБЫ
1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери, например,
лоси.)
2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
1. Из рисунков растений выбрать те, которые используются человеком
как лекарственные, назвать их и рассказать о целебных свойствах.
(Зверобой, чистотел, душица, шиповник, мать-и-мачеха, малина.)
2. Из рисунков растений отобрать те, на которых изображены
ядовитые, используемые в медицине. Назвать их. (Белена, дурман,
белладонна, вороний глаз.)
3. Какое растение применяют для лечения небольших ран?
(Подорожник.)
4. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте
несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали
восстанавливаться.)