М.Карпенко,
учитель начальных классов школы № 36
И.Чубаренко,
учитель физики лицея № 23,
кандидат технических наук, г.Калининград
источник:
http://www.ychitel.com/menu%20to/metod/metod_4_2.html

Викторина Вежливых
Игры? Не только...

Цель проведения предлагаемой викторины четко сформулировать, пожалуй, непросто. Поэтому остановимся лишь на обозначении тех вечных проблем, на решение которых она может оказать влияние:
– дети наши часто не знают, что поведение в определенных ситуациях регламентировано какими-то правилами;
– зная, стесняются применять (а вдруг не все знают, что маме надо помочь снять пальто, и что-нибудь подумают? Да и не видно что-то, чтобы везде и часто люди были исключительно вежливы);
– не зная истории возникновения тех или иных правил, их целей и глубинного подтекста, подчас трудно выбрать соответствующую условиям линию поведения, что у детей быстро приводит к “простому” решению: вообще никаких правил в поведении не признавать.
Средством достижения цели была выбрана, конечно же, игра. Причем изначально было ясно, что чем дольше дети будут играть, чем больше они зададут вопросов родителям; чем чаще будут сталкиваться с ситуацией, когда их вежливость замечена и оценена, тем полезнее получится игра. Поэтому методически игра была построена разнопланово, в нее заранее закладывались различные формы, затрагивающие различные психологические мотивы участия, поиска решения, поведения в конкретных повседневных ситуациях.
Итак, общая канва игры, учитывая приближающийся Новый год, сложилась такой.
За два месяца до Нового года Дед Мороз прислал письмо из Лапландии, в котором объявил конкурс Вежливости, а победителям обещал подарки (понятно, что это мог быть любой другой персонаж – фея, Мальвина, Илья Муромец – ради благосклонности которого дети готовы поиграть в предвкушении грядущего праздника и подарков). Каждые 2-3 дня учитель раздавал в классе билеты с вопросами Деда Мороза – первоначально планировалось выдавать их только в награду за хорошее поведение, ответ на уроке, помощь учителю или однокласснику; однако строго уследить за этим трудно, и реально билетики раздавались по весьма мягким критериям, что устроило и детей, и взрослых.
Итак, каждую неделю в классе раздавалось около 30 билетиков (2-3 вопроса в 10-14 экземплярах). Их можно было просто копить – уже за это подарки были обещаны. Но все ребята дружно выбрали второй путь: отвечать на вопросы, а ответы опускать в ящик для писем Деду Морозу. Причем помимо ответов разрешалось писать и свои вопросы как касающиеся темы игры, так и – не очень. Отвечать разрешалось на все – и “свои”, “заработанные”, и на “чужие” – вопросы, единственное, что было оговорено с самого начала: вопросы громко вслух читать нельзя – условие введено, чтобы подчеркнуть, что правила этикета, вежливости вслух громко обсуждать не принято.
Список вопросов, предлагавшихся для обсуждения, приводится в Приложении. Формулировки вопросов часто носят шуточный, необычный характер, в событиях принимают участие неожиданные персонажи – все ориентировано на то, чтобы заинтересовать ребят работой над вопросами и подчеркнуть разнообразие ситуаций, где эти знания нужны. Над вопросами предполагалось именно работать: они непросты, решения часто неоднозначны и требуют обсуждения с родителями или чтения книг на эту тему. Но не столь трудны оказались собственно ответы, сколь придумывание новых вопросов на заданную тему! Этот процесс так увлек ребят, что некоторые писали Деду Морозу подряд несколько своих вопросов вместе с ответами на них! Самые красивые вопросы, конечно, были отмечены потом специальными призами.
Что касается тематики вопросов, то их можно условно поделить на три группы: вопросы исторические, ситуации заботы о более слабом и “условности-договоренности”. Исторические вопросы (№1, 9, 10, 12, 19) касаются в основном правил приветствия в разные времена и у разных народов. Ситуации заботы о слабом – говорят сами за себя. Вопросы же “условностей-договоренностей”, в свою очередь, затрагивают два аспекта: договоренности, возникшие между людьми в связи с жизнью их в обществе (невмешательство в личную жизнь, демонстрация доброжелательности) и чистые условности светского этикета (в обычной жизни проявляющиеся в ритуалах приветствий, поздравлений, представления людей друг другу, а также ситуациях, связанных с приемом гостей). Такое же деление было сохранено и на празднике и породило четыре тура состязаний.
Заключительный праздник всегда несет особенную эмоциональную нагрузку. В данном случае мы ставили перед собой следующие цели: закрепить в активной игровой форме полученные знания; поощрить всех, участвовавших в игре; дать им возможность посоревноваться и с помощью своих знаний и умений одержать победу; дать ребятам новые знания. Праздник был проведен в форме соревнования между двумя командами и, как уже упоминалось, состоял из четырех туров соревнований. Каждый тур включал в себя ряд конкурсов, предварялся заранее подготовленными сценками, зачитыванием вопросов Викторины, обсуждением ответов и награждением участников по рассматриваемой категории вопросов во всех возможных – чем больше, тем лучше – номинациях (задал больше всех вопросов Деду Морозу, хорошо отвечал, придумал оригинальный вопрос...).
Дадим некоторые пояснения к подготовленным сценкам и конкурсам.
Сценка “Здравствуйте”. Два мальчика и две девочки играют 5-6 сценок приветствий: барыня и служанка, встреча двух знатных дам, приезд графа на бал, Аладдин во дворце; национальные обычаи: русский поклон, приветствие по-японски, по-европейски. Конкурс проводился первым, поэтому, чтобы поднять активность ребят, за угадывание героя или страны тоже начислялись небольшие баллы.
Конкурс “Здравствуйте”. Вызываются из каждой команды по 1 мальчику (можно играть 5-6 раз) – им предстоит просто поздороваться с соперником: пожать ему руку и, глядя в глаза, сказать: ”Здравствуйте”. Задание строго выполнить оказалось не так просто, жюри внимательно следило за “дружелюбием раскрытой вверх ладони” и направлением взгляда.
Конкурс “В кино”. Вызывается пара – мальчик и девочка – из каждой команды. Им предстоит “сходить в кино”. Они одеваются (пальто, шапка) и выходят за дверь класса. В классе стоит ширма, разделяющая два “зрительных зала”, в каждом из которых по два ряда стульев. Участники игры не видят действий соперников, зато зрители наблюдают за игроками из обеих команд. Итак, объявляется задание: пара входит в дверь, подает “билетеру” билет, проходит в зрительный зал и садится на свои места во втором ряду.
Пока участники готовятся, с командами идет обсуждение критериев, по которым жюри будет оценивать действия играющих; в основном, ребята сами их находят, но кое-что приходится и подсказывать: пропустил ли мальчик вперед девочку; оба билета подал мальчик – или каждый сам за себя; что решили с головными уборами; как прошли на свое место (кто вперед, лицом ли к (обязательно!) сидящему уже зрителю). Первым парам очень трудно, ведущий тут должен быть предельно корректен, возможно – по обстановке и реакции играющих – даже лучше объявить первый заход просто тренировочным и не начислять баллы совсем. Однако затем непременно находятся желающие еще раз “сходить в кино” – по правилам, и.... все забывают, нарушают... – это приводит к бурному ажиотажу в зрительном зале – и т.д.
В целом, конкурс достаточно эмоционален и динамичен, но, видимо, тремя заходами следует ограничиться, т.к. это займет уже около 15 минут.
…После танцевального перерыва (во время которого ведущие активно готовились к финальным конкурсам) началась Эстафета Светского Этикета. Она открылась звуками вальса, принцессу на балу пригласили на танец сразу (хором!) два принца! Воспитанная принцесса нашла выход, и – после тура вальса – начались соревнования. На этот раз они предварялись не только награждением участников, но и подробным обсуждением причин возникновения правил именно светского этикета, ситуаций, в которых их уместно и неуместно применять. Акцент был сделан в данном случае на правилах сервировки стола. Командам были рассказаны общие принципы сервировки, порядок расположения приборов и их количество в зависимости от предлагаемого меню. Ведущему важно здесь не только изложить общие правила, но и достаточно полно иллюстрировать их примерами сервировки; задав соответствующие вопросы, добиться осмысленного их применения. За существом лекции отошлем читателя к литературе.
Затем ребятам был предложен первый конкурс: каждой команде предоставлялся набор посуды (тарелки для еды и для хлеба, ложки, вилки, ножи) – необходимо было накрыть стол для обычного обеда из двух блюд (первое, второе). Командам давалось право свободного обсуждения своего варианта сервировки, первенство определялось не по времени, а по соответствию обсужденным правилам.
Следующим был конкурс капитанов. Им предлагалось отгадать по предложенной (каждому своей) сервировке меню: порядок и вид подаваемых блюд. Примеры также можно найти в книге .... Капитаны – не очень быстро, но с честью – разгадали трапезы из трех блюд и полагающиеся к ним напитки.
Пока жюри совещалось, были продолжены награждения участников викторины. Кроме того, сам Дед Мороз, хоть и не присутствовал на празднике, но лично написал каждому ответы на все их вопросы (и касающиеся викторины, и нет) – письма тоже были торжественно вручены участникам. Тем временем жюри определило победителя, команде был вручен сундучок шоколадок, а, кроме того, торжественно был выставлен на видное место “Приз для тех, кто понял больше всех” – без дальнейших для ребят комментариев. Ведущим очень хотелось, чтобы команда-победитель, завладев столькими (много!) шоколадками, с командой проигравшей поделилась. И тогда – ей бы и достался этот “Приз для тех...”. Но... Пришлось спустя пять минут публично и громко об этом пожалеть и раздать шоколадные медали тем, кому не достались шоколадки...
И викторина, и праздник прошли в целом удачно, ребятам они надолго запомнились.

Приложение:
Вопросы Викторины Вежливости

1. Первыми здороваются: мужчина – с женщиной, младший (по возрасту или по службе) – со старшим, вошедший – с уже присутствующими. А если встретился в магазине директор большого завода со своей любимой бабушкой? Кто должен поздороваться первым?
2. Если дама уронила какую-нибудь вещь, мужчина должен её поднять и вернуть даме. А если она уронила конфету? Что должно произойти дальше согласно этикету?
3. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
4. В походе надо помогать отстающему. А если он в 10 раз тебя сильнее?
5. Вежливый мужчина должен помочь своей даме одеться – но у неё в руках портфель. Как поступить: взять портфель, пальто пусть одевает сама? Или подать пальто, "не заметив" портфеля?
6. Вежливый сын открывает перед мамой дверь и – пропускает ее вперед, как и положено по этикету. А что ему нужно делать, если сразу за первой дверью – вторая (как, например, у входа в школу)?
7. Когда в дом приходят гости с цветами – согласно этикету их вручают хозяйке дома (причем, если есть среди пришедших хоть один мужчина – это делает непременно он). Но Вы хотите подарить букет своей подружке – ведь это к ней на день рождения Вас позвали! Как подарить букет имениннице согласно этикету, если дома ее мама, хозяйка дома?
8. Одну принцессу на балу пригласили на танец сразу два принца. Если эта принцесса знает этикет, как она поступит и с кем пойдет танцевать?
9. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
10. В XVI веке высокопоставленные вельможи, здороваясь друг с другом, 17 раз кланялись и 16 раз подпрыгивали – согласно тогдашнему этикету. Окажись Вы на их месте, стали бы Вы отвечать на приветствие незнакомца?
11. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
12. У некоторых племен в Африке в знак приветствия принято тереться носами. У одних народов кланяются, у других гладят друг друга по щекам. А в Европе вот уже много веков мужчины здороваются так: протягивают друг другу и взаимно пожимают правую руку, непременно при этом глядя в глаза. Как вы думаете, откуда это повелось?
13. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?
14. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...
– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!..
Прав ли он? И почему?
15. Однажды под Новый год очень воспитанный ученик 3"Б" класса ехал в школу в одном троллейбусе с Зоей Степановной, директором. Как ему нужно вести себя при выходе из троллейбуса, чтобы сегодня же вся школа узнала о вежливых мужчинах из 3"Б"?
16. Золушка случайно зашла в дом своей любимой крёстной – и вдруг привратник ей говорит, что как раз сегодня у крёстной день рождения! Что выберет воспитанная Золушка (ведь она забыла о дне рождения и сегодня уже не успеет приготовить подарок!):
– убежит, а подарок вручит позже, скажет, что в тот день была нездорова;
– убежит и вообще "забудет" поздравить (ведь вежливые люди поздравляют с Днем рождения именно в День рождения! И особенно – своих родных);
– все-таки зайдет – притворившись, что ничего не знает;
– зайдет, поздравит, подарит цветок с ближайшей полянки;
– придумает что-то ещё?
17. Если американский индеец, проходя мимо вигвама соседа, случайно заметит открытую дверь, он тут же отвернется. Есть ли у нас похожий обычай?
18. У людей принято помогать слабым. А почему? Между прочим, точно так же поступают и дельфины.
19. ...Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно... Он медленно спешился, повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." – и улыбнулся, молодой и красивый...
С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?
20. Доктор Медуница позвонила Знайка, чтобы рассказать ему, как полезно есть мед во время морозов. Согласно этикету, закончить разговор должен тот, кто позвонил. Как же быть Знайке, если он очень торопится (например, с Кнопочкой в кино)?

Rambler's Top100 Service Allbest.ru

2002 © Kolobok-web
Hosted by uCoz