Ольга Сохинова, ВДЦ "Орленок"
Огоньки
Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
Условия,
необходимые для проведения огонька
1) Участники удобно устроены в кругу,
2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)
3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)
4) Необходимый эмоциональный настрой
5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.
6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно избегать
повышенного тона
7) Тема огонька актуальна для большинства участников
8) Возможно наличие своих традиций огонька
Виды:
1) Знакомства
2) Конфликтный
3) Адаптации
4) Анализа
5) Тематический
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
Рассказ-эстафета
Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.
Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не
сказать". Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой
Пакет
откровений
1 этап.
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления
ребенка при ответе на вопросы.
Уровень отряда - любой
Музей
любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому
на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка,
возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.
Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая
характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности
через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз
и т.д.
Уровень отряда -- низкий.
Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого
свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить
для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.
Уровень отряда высокий.
Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок
по своему выбору.
Памятный
день.
2-3 день.
Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.
Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ -- эстафета.
Уровень отряда -- любой.
ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Письмо
другу
2 этап (8-11 день).
Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).
Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их
сочувствии.
Уровень отряда -- любой.
Я
не понимаю
3 этап (20-22 день).
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет
право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на
"Я не понимаю, почему..?".
Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого
человека, налаживание контактов.
Уровень отряда -- средний, высокий.
Разговор в темноте
26-27 день.
Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.
Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение
проблем, возникающих в отряде.
У/о средний.
Разговор с игрушкой
2 этап (8-10 день).
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По
принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.
У/о средний, младший.
Разговор с попутчиком
3 этап (20-22 день).
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере.
Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
У/о любой.
Ситуативный
(Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой
этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае
его некорректности по отношению к человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда
без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
У/о высокий
Круг молчания - 1
2 этап (10-16 день).
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру.
Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться
(они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно
затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует
эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг.
В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых
втягивается остальная часть отряда.
Наедине с собой
2-3 этап, ситуативно.
Говорящий выходит в круг к свече.
Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника
и эффект одиночества, откровенности.
У/о средний.
Разговор со свечой
Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие
душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде.
Уровень отряда - средний.
После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
Проводятся
в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе..
Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную
тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка
отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.
У/о высокий, средний.
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
Огонек
оргпериода
2 этап (7-8 день).
Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным.
Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало
блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.
У/О любой.
Цепочка
2 этап.
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном
этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации;
кратковременного проведения.
У/о слабый, средний.
Машина
времени
2-3 этап.
Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив,
т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает
образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы,
творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
У/о любой.
Отряд
для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?".
Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать
для себя наиболее удобные формы жизни.
Свечка
(анализ дня)
а) 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.
Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой
каждого, но принцип добровольности сохраняется.
в) 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель
от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное
участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа
по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме
(по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность
для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется
возможность диалога.
У/о средний, высокий.
ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
Позиция
Конец 3-го этапа.
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое
конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли"
не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.
У/о любой.
Живой
уголек
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. --
"Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается
тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к
снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать
наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
У/о любой.
Расскажи
мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот
человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность
корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.
"Я
как в зеркала смотрюсь в людей..."
Финальный огонек.
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается
эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся
в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.
Уровень отряда -- только высокий.