"Сто
друзей", #7-2002
Олег КАМАКИН,
заместитель директора по воспитательной работе
школы N 1, руководитель пионерской дружины "Арго" той же школы,
Волжск, Республика Марий Эл
Учитель.ru
Робинзон и Ко
Сюжетно-ролевая игра "В поисках приключений"
Это мероприятие
может выступать как составляющая часть игрового фестиваля, лагерной смены, а
также форма организации досуга детей и подростков. Игра направлена на реализацию
интереса ребенка к приключениям, на активную деятельность подростка с целью
научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие
ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Игра может быть разбита на
два этапа.
Первый этап - подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической
силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: подъем
по канату, бросание веревки на точность, толкание камня на дальность и т.п.
Второй этап - сюжетно-ролевой. (Игра может проводиться и без первого этапа).
Участники условно попадают к героям фильмов:
. "Робинзон Крузо";
. "Робин Гуд";
. "Маугли";
. "Граф Монте-Кристо";
. "Три мушкетера";
. "Остров сокровищ".
Но попадают они не просто к героям, а в сам сюжет фильма или на место того или
иного героя.
Так же возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками
игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в фильме
и приключения или хотя бы подготовка к ним.
Естественно, каждый герой должен быть одет соответственно своей роли в фильме,
должен встретить участников игры определенным монологом, посвятить в курс происходящего,
попросить помощи и т.п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из
фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из нее. Либо
герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.
Возможные варианты
"Робинзон
Крузо"
Герой - Робинзон.
Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного
набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать
и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет
играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут
добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своем племени или даже попытаться
захватить Робинзона в плен, чтобы съесть, вот тогда он уже должен будет найти
способ освободиться.
"Робин
Гуд"
Герой - Робин Гуд или кто-то из его друзей-лучников.
Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда
играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд
Робин Гуда, но пройдя для этого определенные испытания - стрельба из лука, владение
мечом, умение прятаться в лесу и т.п.
"Маугли"
Герой - Маугли.
Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть
препятствие с помощью "тарзанки", проверить способность играющих к
жизни в диком лесу различными заданиями как практическими, так и теоретическими.
Также может принять играющих за посланцев Шер-хана и потребовать их доказать
обратное.
"Граф
Монте-Кристо"
Герой - граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, стражник замка.
Герой удивлен, что в его камере появляются еще пленники замка, и предлагает
им бежать так же, как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведен небольшой
конкурс, все участники по очереди прячутся в мешок, а рядом для сравнения стоят
мешки, набитые чем-то еще, и стражник угадывает, в каком из мешков человек.
Таким образом, узнается, кто сможет бежать из замка, а кто нет. Также может
предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А еще может предложить
помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.
"Остров
сокровищ"
Герой - Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и т.д.
Здесь все зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену
у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать
план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма
форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать
сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.
"Три мушкетера"
Герои - мушкетеры и гвардейцы кардинала.
Мушкетеры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но
для этого устроить экзамен на владение шпагой - тушение шпагой свечей, попадание
шпагой в цель с закрытыми глазами и т.п.
И, конечно, составляют план поимки миледи, возвращения подвесок и т.п.
По окончании
игры выбирают лучшего Робинзона, лучника, сочинителя, туземца, мушкетера и т.п.
Конечно, можно рассказать о том, какое продолжение, благодаря участникам игры,
получили фильмы.
А можно закончить игру викториной на лучшего знатока фильмов.
Идея игры подсказана программой лагеря Орловской областной пионерской организации
"Орлята"