Лизинский
В.М.,
ген. директор ОЦ «Педагогический поиск»
ДИСПУТ "ЧТО ПЕРВИЧНО: ЧЕПУХА ИЛИ БЕЛИБЕРДА?"
1.Диспут есть такая форма затуманивания общественного сознания, когда истина
перестает быть таковой или теряет свои обычный смысл. Диспут позволяет каждому
оставаться со своей точкой зрения. Если нет собственной точки зрения можно позаимствовать
чужую.
2. Прежде чем проводить диспут с подобным названием, классный руководитель обращается к своим питомцам с речью: " Уважаемые ваганты, бурсаки, школяры и демократы! Если Вы согласны соучаствовать в коллективном избиении мысли и в отделении зерен от плевел, то выразите свою бескрайнюю радость и желание участвовать в диспуте, который пройдет ровно через неделю в это же время, путем поднятия правой верхней конечности и любого нечленораздельного возгласа. Если желающих не найдется, то на этом разговор можно закончить".
3. В случае согласия. Продолжение речи классного руководителя:
"Поскольку вы идею поддержали, вам надлежит дома ответить на несколько вопросов:
а) Почему я
мечтаю принять участие в этом диспуте?
б) Какая самая животрепещущая проблема постоянно волнует меня?
в) О чем мне очень хотелось бы помолчать.
г) Готов ли я выступить на этом диспуте с обличительным памфлетом, светлым мадригалом,
хвалебным гимном, восхитительным сонетом, прозрачной сказкой, рок-импровизацией,
обличительной речью в духе Цицерона.
д) Попытайтесь ответить с трех раз:
диспут -
это дистанция пути,
это двойной удар в волейболе,
это разрешенная законом форма обмена информацией,
это достижение согласия при сопротивлении сторон,
или что-то другое.
4. Стимулы и награды, которые ждут участников команд:
Участники команды-победительницы равно как и проигравшей команды получают:
Право сдачи
экзаменов, бутылок, просто сдачи,
Звание "лучший оратор"школы - 2 человека,
Звание "друг народа и классного руководителя - 0,5 человека",
Звание "заслуженный белибердист (или чепухист) школы" - 1 человек,
Материальное вспомоществование - обмен бутербродами между выигравшей и проигравшей
командой.
Звание"Гениальный философ", "философ", "старший философ
1-ой категории", "заместитель философа" - по 1 человеку.
Право на выпуск научной "раскладушки" по теме диспута.
5. Цели диспута:
на отвлеченном
материале попытаться ответить на основной вопрос философии, что первично: белиберда
или чепуха.
научиться привлекать и извлекать аргументы, сверкать логикой и красотой мысли,
использовать стандарты, нормали и допуски,
потренироваться в произнесении публичной речи и испытать уровень терпения слушателей,
использовать ранее полученные знания, как для открытия новых законов природы
и общественного развития, так и для подтверждения значимости уже действующих.
6. Для проведения диспута предварительно выбираются:
писарь - человек,
который любым способом записывает происходящее,
начальник - человек, который начинает, продолжает, ведет и заканчивает действо
в качестве шоу - ведущего,
тройка - судьи при помощи баллов определяющие степень свободы, раскованности,
красоты суждений,
градусник - человек, определяющий накал страстей и ударяющий в гонг.
призер - тортоносец - человек, который по решению тройки разносит кусочки торта
и что-нибудь безалкогольное выпить тем, кто 1) говорит что-то, 2) говорит что-то
веселое, 3) говорит что-то умное или с умным видом молчит.
7. Несколько предварительных упражнений и процедур, позволяющих войти в форму участникам событий:
Пантомима
Я думаю. Мы думаем. Думаем глубоко. Думаем первый раз в жизни. Работаем над
своей улыбкой. Принимаем позы и работаем над мимикой
Пишем шпаргалки на всякий случай.
Викторина:
-Назовите трех умнейших людей в стране, в городе, в школе, в классе.
-Вспомните любую интересную мысль.
-Назовите имена 13 величайших философов мира или какую-либо завалящую рок-звезду.
8. Собственно диспут начинается через две недели после упоминания о нем впервые. Сообщение о диспуте вывешивается на любой плоскости класса, школы, города, в лесу и по берегам могучих рек. Форма и содержание рекламного сообщения о диспуте должны корреспондироваться и отражать высокий пафос надежд и ожиданий.
9. Сам процесс происходит в присутствии гостей, девочек и мальчиков из соседних классов. С этой целью администрация выделяет актовый зал школы, дополнительные решетки и дежурного администратора.
10. Технология проведения диспута. Все активные участники делятся пополам. Аксакал, тамада, конунг класса выступает с изложением позиции команды. Затем то же самое делает противоположная сторона. Все присутствующие реагируют на происходящее так же, как древние германцы реагировали на объявление войны. После чего стороны приступают к беспорядочному обсуждению темы.
Правила обсуждения
не отвечай
на вопрос соперника, а говори о чем-нибудь своем,
говори громко, неопределенно и непонятно,
ссылайся на авторитеты и какие-то таинственные исследования,
перебивай собеседника и обвиняй его во всех грехах и, конечно же, в бестактности,
никогда не слушай противника,
не уставай повторять: Вы меня не поняли.
старайся договориться с противником, но только за его счет.
хвали противника так, чтобы похвала не перерастала в собственную противоположность.
бей себя в грудь в знак собственной правоты.
если удалось договорить до конца умную мысль, тут же улыбнись.
введи в команду самых красивых девушек и разреши им картинно молчать.
11. Диспут продолжается до тех пор, пока не заснул последний участник