Л.Спасова,
зам.директора по учебно-воспитательной работе
средней общеобразовательной школы № 6 г.Надыма,
заслуженный учитель РФ
Н.Соловьева,
зам.директора по научно-исследовательской работе школы,
отличник образования РФ
http://www.ychitel.com/menu%20to/metod/metod_4_12.html

Проблемно-деятельностная игра
"Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе"

Думается, каждый педагог понимает, что адаптивная школа – это школа взаимного приспособления к ученику, а ученика к школе. Педагогическая наука готовых рекомендаций на этот счет не дает. А имеющаяся на сегодня информация о педагогических технологиях неоднозначна. Вот почему в школе вызрела потребность собраться и осмыслить наши наработки и проблемы. Выбрали наиболее эффективную форму обучения – методическую игру “Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе”. Гуманистическая направленность игры дает возможность формировать у учителей такие качества, как эмпатия, профессиональное самосознание, коммуникативность, профессиональная зоркость, педагогическая интуиция.

Методика проведения проблемно-деятельностной игры

ЦЕЛИ:

осмысление теоретических основ понятия “педагогическая технология” с точки зрения системного подхода;
систематизация знаний по педагогическим технологиям, используемым в средней школе № 6;
определение возможного взаимодействия различных образовательных технологий, их связь со средствами обучения, используемыми учителями в работе, с результатами педагогической деятельности.
СРЕДСТВА:

Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость членов игровой команды; мотивация на цели игры и содержание; поощрения действия, рефлексия.
Организационные: регламент; подготовленность игрового поля; распределение и соблюдение ролей; завершенность дел; темп игры, адекватный возможностям игроков.
Дидактические: компетентность игропрактиков; наглядность результатов коллективной мыследеятельности; конкретность, емкость предписаний, схем; интеллектуальный фон играющих.

СОДЕРЖАНИЕ:

I этап. Установка на проведение игры и ее цели (сообщается тема, вид игры, правила, регламент. Тезисы игрового замысла. Распределение ролей).
Результаты этапа: завершено формирование организационной структуры команд.
II этап. Психологическая подготовка участников (для введения их в игровой режим работы).
Результаты этапа: включение участников в “мозговую атаку”.
III этап. Коллективный поиск. Моделирование структуры педагогических технологий и алгоритма применения их на практике.

Игровое поле: словарь основных педагогических терминов; вопросы для работы в группе; результаты тестирования учителей, учащихся; заготовки (листы) для работы в группах.
Вопросы для работы в группе: выразите свое отношение к педагогическим технологиям и к тому, как они внедряются в нашей школе; смоделируйте (определите, охарактеризуйте) структуру выбранной педагогической технологии; составьте алгоритм применения данной технологии на практике.
Результаты этапа: создание моделей педагогических технологий, алгоритма их применения, подготовка к межкомандной дискуссии.
IV этап (параллельно с III этапом). Микроисследование “Участники семинара – о педагогических технологиях” (тест).
Результаты этапа: сопоставление мнений о педагогических технологиях участников семинара и игроков. Подведение итогов микроисследования.
V этап. Межкомандная дискуссия (каждая команда: свое мнение, структура, алгоритм. Высказываются консерваторы. Участники другой команды – оппоненты: задают вопросы, высказываются (советы, пожелания).
Релаксационная ситуация (творческие задания) на выбор: (1. Подберите песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы (технологии). 2. Нарисуйте эмблему. 3. Составьте эпиграмму. 4. Подберите слова, эпиграф по сути “своей” технологии.

РЕЗУЛЬТАТ

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Обобщение в группах;
Метод законченного предложения;
Экспертная группа – мнение.
Результаты этапа: выход с наработками на научно-методический совет школы.

Правила игры

I этап. Определяются конкретные цели игры.
Играют 5 команд по 6 человек. Принцип формирования команд – по педагогическим технологиям, которые наиболее активно используются в школе. Это технологии: проблемного; дифференцированного; модульного обучения; развитие самоуправления; игровые технологии; развитие самоуправления.
В ходе игры – каждая группа определяет:
ЛИДЕРА, который организует работу в группе, распределяет обязанности, координирует взаимодействие членов группы, обобщает, подводит итоги работы на каждом этапе.
КОНСЕРВАТОРА, который в ходе игры определяет положительные, отрицательные стороны "своей" технологии для ученика, учителя и т.д.
OCTAЛЬНЫЕ ИГРОКИ выполняют комплексную функцию: теоретика, практика, аналитика.
Участники игры – за столами. Оговаривается регламент. Командам дается 1 минута на распределение ролей (зафиксированных внешне).
II этап. Психологическая подготовка участников для введения их в игровой режим.
Внимание игроков обращается на экран телевизора (видеоряд из жизни школы). А что за этим стоит? Труд учителя! Каков он, мы знаем. А каким он может быть? Об этом нам предстоит сегодня подумать, порассуждать.
III этап. "Мозговая атака" – работа в группах.
На игровом поле – все необходимое для работы в группе. Каждая команда анализирует, нарабатывает все, что связано с педагогической технологией по заранее подготовленным вопросам. На работу в группах – 20 мин.
Вопросы:
1. Выразите свое отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в школе?
К первому вопросу задания:
а) смоделируйте (определите, охарактеризуйте) структуру выбранной вами педагогической технологии;
б) составьте алгоритм применения данной технологии на практике.
2. Что дает применение педагогических технологий ученику, учителю?
3. Какие препятствия вы видите на пути применения педагогических технологий в школе?
IV этап (параллельно).
Пока группы работают, проводится микроисследование: высказываются мнения по обсуждаемой проблеме.
Предлагается ответить на вопросы (время до 15 мин):

Выразите свое отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в школе?
Что дает применение педагогических технологий ученику, учителю?
Какие препятствия вы видите на пути практического применения педагогических технологий?
Обработка микроисследования – 10 минут (экспертный совет).
В это время ведущие консультируют группы. После обсуждения в группах начинается работа по вопросам III-го этапа игры.
V этап. Межкомандная дискуссия.
В первую очередь к дискуссии приглашаются консерваторы – 1 минута для обсуждения. Вопросы (любой группе), советы, пожелания. 1–2 вопроса команда может задать другой команде.
VI этап. Релаксационная ситуация.
Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Как известно, отдых – это и смена деятельности. Командам предлагаются творческие задания на выбор:
1. Подберите песню (сочините), текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы (технологии). 2. Нарисуйте эмблему... 3. Составьте эпиграмму... 4. Подберите слова.., эпиграф и т. д.
Подготовка задания – 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует свои итоги (2 минуты). Подводятся итоги микроисследования, слово – за экспертным советом.
VII этап. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Подводятся итоги игры.
а) методом законченного предложения (лист обратной связи);
б) обобщением по работе группы ее лидерами – 2-3 предложения (по 1 минуте), исходя из цели игры;
в) заключением экспертного совета;
г) обобщением работы ведущих.
В итоге игры коллективно вырабатываются рекомендации для более эффективного внедрения названных технологий и изучения других:

создать творческие группы учителей;
рекомендовать методическим объединениям обобщить наработанный опыт по педагогическим технологиям за текущий учебный год;
научно-методическому совету школы изучить опыт методических объединений по применению педагогических технологий, обеспечить компетентное руководство творческими группами силами учителей высшей и первой категории.

Rambler's Top100 Service Allbest.ru

 

2002-2003 © Kolobok-web
Hosted by uCoz