"Учительская
газета", #16-2002
Салават БАЙРАМГУЛОВ,
учитель математики гимназии N115,
Уфа, Башкортостан
Учитель.ru
Ты и твое поколение
Откровенный разговор со старшеклассниками
Ни к безверию,
ни к сомнению
Не причастна душа моя,
Просто стало острее зрение:
Повзрослело мое поколение,
Вместе с ним повзрослел и я.
Александр ЯШИН
Цель мероприятия:
Обсудить с учениками проблемы нынешнего поколения (взаимоотношения "отцы"
и "дети", наркомания, токсикомания и алкоголизм среди молодежи и т.п.).
Провести анализ совместно с экспертами, представителями старшего поколения,
попытаться найти методы и способы решения этих проблем.
Ведущий: "Наше поколение особое. Почему? Потому что мы родились в ХХ веке,
а жить и работать будем в ХХI. Не каждому поколению суждено соединить собой
два тысячелетия". Это строки из одного из сочинений на тему "Мое поколение",
которые вы, ребята, писали на уроке русского языка. Готовя сегодняшний классный
час, я перечитал их. И вопросы, которые подготовлены для обсуждения, не выдуманы
мной. Ответы на них вы пытаетесь найти в своих сочинениях. И с вашего разрешения
я процитирую самые интересные фрагменты ваших работ.
"Легко ли быть молодым?.. Отрочество и юность - самый прекрасный и вместе
с тем самый сложный период жизни человека. В этом возрасте все: трезвый ум и
буря страстей, первая любовь и первая ненависть, доброта и жестокость, взлеты
и падения, счастье и горе".
"Молодых людей окружает много интересного и необыкновенного. Хочется все
постичь, обо всем узнать!"
Когда человеку за 14, у него уже многое позади. Остались в прошлом первые радости
и огорчения, связанные с познанием мира, усложнилась система взаимоотношений
с друзьями. Изменилось восприятие самого себя. Возникает потребность в более
углубленных ответах на вопрос: "Что есть что?". А ответы нужны сразу.
И подтверждение их правильности тоже. И самое печальное - посоветоваться, как
правило, не с кем.
"Мое поколение жестокое. Оно не признает слабых. Нельзя усыплять свою бдительность.
Ведь сегодня ты "на коне", а завтра тебя уже столкнули с него..."
Итак, проблема. Нынешнее поколение и жестокость. Согласны ли вы с авторами прочитанных
мной сочинений? (Ответы учеников).
Ведущий: "Культуру человека, его культурность трудно оценить. Но есть важный
признак духовной культуры личности - готовность человека к самоотдаче и самопожертвованию".
Есть ли такие люди в вашем поколении? Приведите примеры. Или все-таки готовность
человека к самопожертвованию, милосердие, гуманность - устаревшие нравственные
категории? (Ответы учеников).
Ведущий: "Наше общество рушится на глазах". В чем проявляется разрушение
общества? Может, автор этих строк сгущает краски? Что должно сделать нынешнее
поколение, чтобы остановить процесс разрушения общества? (Ответы учеников).
Ведущий: "Нынешнее поколение не имеет индивидуальности, не умеет анализировать
и использовать свои возможности". Согласны ли вы с тем, что современная
молодежь в эстафете поколений лишена индивидуальности? (Ответы учеников).
Контрмнение: "Мое поколение похоже на какой-то необыкновенный народец,
у которого есть свой собственный язык, никому, кроме него самого, неведомый,
своя культура, признанная, увы, отнюдь не всеми, свой образ жизни, немного странный".
Ведущий: "Все идеалы в нашем обществе нарушены. На место прежних советских
героев пришли пустоголовые красотки с силиконовым бюстом и сумасшедшие рок-звезды.
Читая об уже погибших и прогнозируемых жертвах СПИДа, поражаешься глобальному
характеру этой проблемы и тому, как легкомысленно человечество относится к ней.
Лермонтов писал: "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль
пусто, иль темно!". Великий русский поэт в свое время переживал, что его
поколение может состариться в бездействии. А суждено ли дожить до старости моему
поколению?" Согласны ли вы с автором? (Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам (педагогам и родителям). Как вы думаете, крах пионерско-комсомольских
идеалов вашего поколения - это трагедия или новый шаг в будущее? Какие последствия
для нынешнего поколения имеет крах ваших идеалов? (Ответы).
"Низкий уровень жизни в нашей стране толкает молодежь на путь наркомании
и проституции". Почему же в странах с высоким уровнем жизни населения проблема
наркомании и проституции тоже существует? Все ли дело в низком уровне жизни?
(Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам. Что думаете вы по поводу алкоголизма, наркомании,
табакокурения нынешнего поколения? (Ответы).
Ведущий: Итак, подведем итог вышесказанному. "С помощью алкоголя и наркотиков
нельзя решить проблемы. Если люди это не поймут, то человечество станет тупиковой
ветвью эволюции".
"У моего поколения много проблем. В основе всего лежит непонимание между
"отцами" и "детьми".
"Что делать? Как быть? Если взрослые не знают, то откуда знаем мы, вступающие
во взрослую жизнь?"
"Мое поколение хочет все сразу и прямо сейчас. Оно не ждет, оно действует
и совершает много ошибок. Есть энергия, но нет четкого плана, что и как делать,
а хочется все и немедленно". Из этого сочинения ясно, что молодым присущ
юношеский максимализм (сразу и сейчас), но не хватает мудрости и жизненного
опыта старшего поколения. Да, проблема "отцов" и "детей"
была во все времена, есть и будет.
"Когда возникает конфликт между поколениями, старшие всегда забывают о
том, что также ссорились со своими родителями. Мы худшее поколение для своих
родителей, несмотря на то, что они нас очень любят. Они хотят в нас видеть полное
подражание себе, но не находят этого".
"Родители часто не уделяют детям должного внимания, ласки и любви, и дети
идут на улицу, которая учит их жизни. А ведь все люди рождаются одинаково хорошими,
и какими они будут, зависит от воспитания. Душа и сознание ребенка не устоявшиеся,
могут впитывать как плохое, так и хорошее. Если в жизни современной молодежи
хорошего будет больше, чем плохого, она, несомненно, изменится в лучшую сторону.
Взрослые должны уделять больше времени детям, вникать в их проблемы, принимать
за детей мудрые решения".
Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учеников).
Ведущий: На вопрос "Взрослея, нуждаемся ли мы в присутствии родителей,
в их заботе?" ответили положительно - 75,9%, отрицательно - 20,7%, "не
знаю" - 3,4%.
На вопрос "Тревога родителей за нас кажется нам чрезмерной?" ответили
"да" - 55,2%, "нет" - 44,8%. Нет ли в ваших ответах противоречия?
Тревога родителей за вас и родительская забота о вас - разве это не одно и то
же? (Ответы учеников).
Ведущий: Вопрос экспертам. По каким вопросам происходят чаще всего конфликты
между родителями и детьми? (Ответы).
Ведущий: А вот как ответили на этот вопрос ученики 10-го "Б" класса:
"по поводу учебы и успеваемости" - 44,8%, "разногласия по взглядам"
- 41,4%, "из-за друзей" - 20,6%, "проведение досуга" - 20,6%,
"по поводу денег" - 13,8%, "домашние дела" - 10,3%, "семейные
отношения" - 6,8%, "не знаю" - 20,6%. Чтобы жить в этом мире,
необходимы деньги. На них мы можем купить то, что мы хотим. Однако часто мы
чувствуем, что нам не хватает денег. Мы думаем, что счастье зависит от денег
- как говорится, "счастье не в деньгах, а в их количестве". Как вы
думаете, все ли можно купить в наше время за деньги? Или есть что-то важнее
денег? (Ответы учеников).
Ведущий: "К счастью, в моем поколении есть люди, которые понимают всю возложенную
на них ответственность. Они ставят себе цели в жизни и идут к ним, преодолевая
все преграды. Именно такие люди - лучшая часть моего поколения". Давайте
подведем итоги нашего разговора и нарисуем портрет современного молодого человека
в идеале. Каким он должен быть. (Ответы учеников).
Ведущий: Иногда и в 15 лет ощущаешь себя ребенком, иногда и в 60 не чувствуешь
себя дедушкой. Но, как говорится, со стороны виднее. В какой-то момент замечаешь,
что хотя разница в возрасте совсем небольшая, но "это уже не наше поколение".
И если мы спросим людей за 30, что такое современная молодежь, они немного растеряются.
Или нет? Вопрос экспертам. Что такое современная молодежь? Какая она? (Ответы).
Ведущий: Наш сегодняшний разговор затронул только некоторые из тех проблем,
которые вас, ребята, и нас, взрослых, волнуют и тревожат. Но мы надеемся, что
этот разговор поможет вам по-новому взглянуть на тех людей, с которыми вы живете,
почувствовать их тревоги и печали, увидеть, что при всех своих недостатках (а
у кого их нет?) они хотят вам добра, любят вас. Давайте попытаемся понять своих
друзей, не оставлять их одних со своими проблемами. Ведь пройдет несколько лет,
и вы тоже станете взрослыми. И вы будете искать пути к сердцам своих детей.
Давайте будем помнить об этом. Может, тогда вам будет легче понять своих учителей
и родителей?