Н.Л. Карнаух
И
БОЖЕСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ...
МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР К ПУШКИНСКОМУ ЮБИЛЕЮ
Задача нашего вечера в том, чтобы показать, как стихи Пушкина нашли свое счастливое продолжение в прекрасной музыке. Прелюдией к нему может стать исполнение учащимися отдельных произведении музыкальной пушкинианы. Ведущие располагаются у рояля, за столиком со свечами, в кресле, стилизованном под XIX в. Художественное оформление - репродукции портретов адресатов и вдохновительниц лирики А.С. Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконской, Е.К. Воронцовой, Н.Н. Гончаровой) и композиторов (М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц. Кюи).
Романсы исполняются школьниками, или используются аудиозаписи.
1-й ведущий: Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая: Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий: "Позволительно ли быть до того прелестною?" - спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая: Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий: Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая: А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И.И.Козлова на музыку М.И. Глинки.
1-й ведущий: Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни
поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1 -я ведущая: Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий: Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное
мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая: Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел
на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я
их опять", - вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий: Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь: камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая: Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий: Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А.А.Дельвига. Они подружились, но это был отзвук бь1лого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая: Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте - Беатриче.
2-я ведущая: Имя Пушкина было свято и для М.И.Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий: Крут знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним - Пушкин!
2-я ведущая: В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)
(Звучит музыка "Вальса-фантазии" М.И. Глинки, посвященного Екатерине Ермо-лаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа - "Павловский вальс".)
2-й ведущий: 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А.С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении. "..Кити, Катрин, а по-русски - просто Катенька".
2-я ведущая: Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий: Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, - говорил он. - Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая: Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что "Катрин больна". "Доктора боятся чахотки..."
2-й ведущий: Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая: Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, - "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий: Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса - совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.
(Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".)
3-й ведущий: Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая: Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий: Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В.Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."
(Исполняется романс А.С.Даргомыжско-го "Я вас любил"")
4-й ведущий: Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
4-я ведущая: Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.
4-й ведущий: Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры. 4-я ведущая: Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью.
4-й ведущий: В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвященные юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему,
тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.
(Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла"..".)
5-й ведущий: Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина - Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
5-я ведущая: Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
5-й ведущий: А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".
(Исполнение произведения или аудиозапись.)
6-я ведущая: Наталья Николаевна Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые они встретились зимой 1828 - 1829 гг. на одном из московских балов.
(Рассказ идет на фоне музыки К. Листова "Я помню вальса звук прелестный".)
6-й ведущий: И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание - 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесения. После свадьбы поэт писал другу: "Я женат - и счастлив..." 6-я ведущая: Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит".
(Звучит стихотворение "Мадонна".)
Заключение
6-й ведущий: Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.
6-я ведущая: Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г.В.Свиридова на шутливые стихи Пушкина, обращенные к юной девушке Кате Вельяшевой, - "Подъезжая под Ижоры...".
Список литературы:
1.Алтаев А.Л. М.И. Глинка. М., 1955.
2. М.И. Глинка. Альбом. М., 1980.
3. Ч и ж о в а И .Б. "Души волшебное светило...". Л., 1988.
4. Т о л м а ч е в а Н . В. "Я вас любил" (Пушкин и женщины). Омск,
1996.
5.Хопрова Т. и др. Очерки по истории русской музыки 19 века. Л., 1960.
6. Шлифштейн С. Даргомыжский. М., I960.
7. Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX вв. (в записи на аудиокассетах).
М., 1997.