Н.В. Колесникова
Авторский
сценарий
Праздник Букваря
(для 1 класса по системе Л.В.Занкова)
1. Под музыку
выходит первая группа де-тей.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певицы,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Мы смешными
малышами
В первый пришли в наш класс
Нам букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
И шарики воздушные
Мы унесли с собой.
Счастливые, веселые,
Вернулись мы домой.
Но праздники
кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
И маме с папой не понять
Как трудно было прочитать
Нам в первый раз "Ау", "Уа"
Такие сложные слова.
Очень трудно, очень трудно,
Потому что в первый раз
Очень трудно, очень трудно
Потому что в первый раз.
Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали
И теперь любую книжку
Мы прочтем без передышки.
Были мы просто ребятами
Стали теперь мы читатели
Нет среди нас лентяев -
Все мы прекрасно знаем,
Важно буквы все знать
Важно учиться читать.
2. Мини-пьеса
"Лиса, тетерев и зайчата"
Действующие лица: лиса, тетерев Терен-тий, двое зайчат.
Оборудование: макет (ширма) дерева с дуплом, куст, плакат с надписью "Зайцы!
Здесь ходит лиса!".
(Тетерев сидит на дереве или аналогич-ном возвышении. Рядом висит плакат "Зайцы!
Здесь ходит лиса". Выбегают зайчата.)
ЗАЙЧАТА: Здравствуй, дядюшка Терен-тий!
ТЕРЕНТИЙ: Здравствуйте, зайчата. Что вы здесь делаете?
ЗАЙЧАТА: Играем.
ТЕРЕНТИЙ: А разве вы не видите пла-кат, который я написал для вас? Прочти-те
его.
ЗАЙЦЫ: А мы читать не умеем.
Мы не научились!
Мы пока только иностранные языки изу-чаем,
ТЕРЕНТИЙ: И какие же вы иностранные языки изучаете?
ЗАЙЦЫ: Я научился лаять по-собачьи: Гав! Гав!
- А я мяукать по-кошачьи: Мяу! Мяу!
ТЕРЕНТИЙ: Очень хорошо! Эти ино-странные языки вам, может быть, очень пригодятся
в жизни. Но всё-таки обяза-тельно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать,
то прочитали бы на этом плакате "Зайцы! Здесь ходит лиса!"
(Зайцы испугано прижимаются друг к дру-гу)
ТЕРЕНТИЙ: А вот и она сама, Зайчата, прячьтесь в кусты. (Зайцы прячутся за куст.
Появляется лиса, замечает плакат)
ЛИСА: Опять, Терентий, ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев
ты здесь не видел? Такие ма-ленькие, глупенькие, хорошенькие…
ТЕРЕНТИЙ: Нет, не видел.
ЛИСА: (показывая в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они
ли это? Посмотри, Терентий, тебе сверху всё видно…
ТЕРЕНТИЙ: Да, нет, там кажется собака, а за ней, похоже, охотник.
ЗАЙЦЫ (из-за кустов): Гав! Гав!
ЛИСА: Ой, собака, Ой, охотник! Бегу, Те-рентий, прощай, некогда мне!
(лиса убегает)
ЗАЙЦЫ: Гав! Гав! (выходят из-за кустов) Спасибо тебе, Терентий.
- Выручил нас.
ТЕРЕНТИЙ: Да и вы не растерялись, во-время залаяли. Пригодились вам ино-странные
языки.
ЗАЙЦЫ: Конечно, но теперь мы ещё и учиться читать начнём.
Обязательно начнём. Теперь мы видим, что и уметь читать тоже очень важно.
- До свидания, дядюшка Терентий.
ТЕРЕНТИЙ: До свидания, зайчата.
3. Выходит
третья группа.
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку просить
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестричку
Ну прочитай ещё страничку
Не надо ждать, не надо звать
А можно взять и прочитать.
Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.
Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.
А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.
Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.
Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.
Давайте вспомним тех сейчас,
Кто с буквами знакомил нас.
Выходят дети, в руках буква с соответст-вующей иллюстрацией.
С буквы А начнём,
пожалуй,
Нам Айболит залечит раны
Оy йодом (Й) смажет все занозы
Но ослику (О) помочь не сможет,
Печален ослик неспроста
Он обнаружил - нет хвоста (Х)
Коварный Урфин (У) не дремлет,
Страшилу в цепи заковал
Но не грусти - Тотошка (Т) с Элли (Э)
Ему помогут непременно.
Какой волшебный наш букварь
В нем змей (З) Горыныч пролетал
Там посреди страниц лежит
Чудо-Юдо (Ю) рыба-кит.
В нем щука (Щ)
Шепчется с Емелей (Е)
Все-все за парня будет делать
Такую щуку мне б поймать,
Чтоб все заданья выполнять
Сиди себе, играйся в Денди
Уроки будет щука делать
Ещё слыхали от совы
Что нету слов на букву Ы (Ы)
Пришла старуха Шапокляк (Ш)
С своею чудо-шляпой
Узнали мы что бряк, шлёп, кляк -
Пружинка в шляпе, значит.
Пришёл наш самый лучший друг
Проказник - мишка ВинниПух.
Лиса (Л) Алиса на странице,
Искала, чем бы поживиться.
Иван Царевич (И) и русалка (Р)
Жираф (Ж) огромный и Незнайка (Н)
Пьеро (П) и Гена крокодил (К)
И Чебурашка (Ч) приходил.
Танец "Чебурашка"
4. Игра со
зрителями
- Уважаемые зрители, найдите спрятанное слово.
(выходят дети с букварями в руках, один ученик с портфелем)
Букварь, наш Букварь
Твоими страницами
Словно по сказочным тропам шли
Ты нам то загадку задашь интересную,
То ребусом нас удивишь.
Помню ребус нам задали
Мама с бабушкой решали,
Папа с дедушкой решали,
Попросили дядю Колю -
Был отличником он вшколе,
И профессор дядя Слава,
И артистка тетя Клава,
И мой лучший друг Алешка,
И мой младший брат Антошка -
Всем подъездом мы решали
Так его не отгадали. (вздыхает Ох!)
(под музыку "С тяжелой двойкой в днев-нике" ученик делает круг по
сцене и ухо-дит)
Зато, закончив
наш букварь,
С любой загадкой справимся
Нам и шарады по зубам,
И ребусы нам нравятся.
Загадки, ребусы, шарады,
Мы сами составляем.
Одну попробуйте решить
Сейчас вот в этом зале
Вы тоже азбуку прошли
И алфавит учили
Он и поможет вам сейчас
Наш ребус разгадать.
5. Выходят
дети по двое с буквами на груди, руками указывают на пространство между ними.
- Какой буквы не хватает между соседя-ми? (названная буква становится на ме-сто).
1. О Р (П) 2. Н П (О) 3. Б (А)
4. И К (Й) 5. Й Л (К)
6. П С (Р) 7. Ы Э (Ь) 8. Б Г (В)
9. Ш Ъ (Щ) 10. А В (Б) 11. Т Ф (У)
- Из этих букв попробуйте составьте фра-зу. (прощай букварь)
- Но фраза написана с ошибками. Чего не хватает?
Зрители: Запятой и восклицательного знака.
Дети выстаиваются в полную фразу. (Прощай, Букварь!)
6. Выходят
остальные дети с букварями в руках.
Ну вот и перевернута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ты, Букварь
наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
(За сценой организуют громкий плач)
Что такое?
Что случилось?
Почему так огорчилась?
Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться
Но жалко с вами расставаться.
И жалко с букварем прощаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
Но дальше будет ещё интереснее!
Мы познакомимся с баснями и песнями.
Букварь нам заменит "Слово живое"
С ним так интересно нам будет с тобою.
И библиотека откроет нам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселее и слезы утри,
Нас столько чудесного ждет впереди.
Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажу очень громко "Прощай, наш Бук-варь!"
Хотя расставаться с тобой очень жаль.
7. Окончание.
- Дорогие первоклассники! В народе го-ворят: "Азбука ступенька к мудрости".
Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас
и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(вручение)
- Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки
на пути к мудрости. А сейчас слово для поздравления предоставляется почет-ным
гостям.
(Звучит музыка "Учат в школе")