К. АЛЕШИНА
г. Псков
УТРЕННИК ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ЛИЦА:
ведущие, Боян (волосы играющего эту роль причесаны на прямой пробор, на голове
- лента с его именем, одет в яркую свободную рубаху с широкими рукавами),
Сваруг (одет в длинное белое одеяние), Даждьбуг (приклеены короткие усы и
борода, на плечах и груди - украшения, на лбу - лента с "драгоценным
камнем"), Стрибуг (длинные волосы, на плечах - шарф, сколотый пряжкой,
в руках - легкий лук), Перун (волнистые волосы и борода, одет в кольчугу и
плащ, на запястьях - широкие браслеты), Мукошь (пышные волосы причесаны на
прямой пробор, на голове - узкий венок, одета в яркое платье, в руках - колосья,
цветы, плоды), Лада (длинная коса перевита "жемчугом", на голове
- широкий венок из цветов, одета в длинное народное платье, на груди - много
ярких бус), Лель (мальчик с крылышками за спиной, одет в платьице-рубашку,
на голове - веночек, в руке - горящий бенгальский огонек), Вйлес (в маске
медведя), Ярило (одет в нарядную рубаху, с цветами на поясе, босой, на голове
-венок), Соловей-Разбойник (одет в полосатый халат, тюбетейку, сапоги с загнутыми
носками, на поясе - кинжал, а руках - кривой меч).
ВЕДУЩИЙ (1): Знаете ли вы, ребята, для чего существуют церкви? К кому обращаются молящиеся люди? Как зовут бога?
(Ответы ребят.)
По имени этого бога и религия называется христианской. Это религия единобожия, то есть люди поклоняются одному божеству. Христианство существует на Руси уже более 1000 лет. До него же было распространено язычество, то есть поклонение не одному, а многим богам - многобожие.
ВЕДУЩИЙ (2): Кто из вас может назвать имена древних языческих богов? (Ответы детей. Слышали ли вы когда-нибудь имена: Белес, Даждьбог, Перун, Ярило, Лада, Лель? (Ответы детей.) А ведь это и есть имена тех языческих богов, о которых мы сегодня с вами будем говорить.
Даждьбог,
Велес и Лада,
Ярило и Перун!
О вас нам вспомнить надо -
Герои древних рун.
Собрали всех
вас разом
Мы к нашей детворе...
Послушаем рассказы
О давней той поре.
Мы пригласили к нам на утренник лишь самых главных, самых известных славянских
богов. Их статуи - их еще называли кумирами, идолами, истуканами - много веков
стояли на высоком месте в городе Киеве - матери всех русских городов. Стояли
они в других местах, везде, где жили славяне.
ВЕДУЩИЙ (I): Прежде чем мы начнем знакомиться с богами, я хочу вам представить Бояна (Боян - от "баять" -"говорить") - легендарного певца и поэта, гусляра и сказителя древности. Сейчас мы послушаем песню Бояна из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила".
(Звучит музыка.)
О Бояне говорится и в древнейшем памятнике русской литературы - "Слове о полку Игореве", с которым вам еще предстоит познакомиться. Боян был одним из немногих, кто умел слышать пророчества волшебной птицы Гамаюн, ему навевала сладкие сны другая волшебная птица - Алконост, он не убоялся песнопений третьей волшебницы - птицы Сирии.
Сейчас Боян сам расскажет немного о себе.
БОЯН:
Да, я Боян,
Велесов внук,
И мне подвластен гуслей звук,
Я понимаю птичий крик
И ведаю звериный рык.
Я слышу птицу Гамаюн,
А птица та - пророк, вещун.
ВЕДУЩИЙ (2):
Под пенье
Алконоста он
Заснет и видит сладкий сон.
Перстами вещими Боян
Живые струны шевелит,
И через море-океан
Его послание летит.
Богов, богатырей, князей
Боян прославил и воспел,
И чувства нежные друзей,
И доблесть многих ратных дел.
ВЕДУЩИЙ(1): А теперь поговорим о тех самых богах, которые воспел боян. Вот
главное божество - Сварог, отец всех языческих богов.
Сварог -
он русский олимпийский Зевс.
Он над богами главным был поставлен.
Являлся он владыкою небес
И в песнях человеческих прославлен.
СВАРОГ (входит стремительно, волосы и одежды развеваются):
Кто я? Родоначальник
всех богов!
Хозяин всех небес и облаков,
Владыка я и Солнца, и Огня,
И вы не обойдетесь без меня.
Несу я вам
и жизнь, несу и смерть,
Могу и сжечь, могу и обогреть.
Ращу в лугах траву, а на полях пшеницу
И по небу плыву в волшебной колеснице.
ВЕДУЩИЙ (2): А вот и сын Сварога -Даждьбог, олицетворение Солнца. Наши предки
верили, что Даждьбог, кроме того, покровительствует свадьбам и особенно благосклонен
к жениху - встречает его на рассвете после бракосочетания.
ДАЖДЬБОГ:
Узнайте обо
мне немного:
Я золотого Солнца бог,
Я сын всесильного Сзарога,
А имя у меня - Даждьбог.
Я покровитель
всех людей,
Но русских я предпочитаю,
И без условий и затей
Своими внуками считаю.
Люблю я славить
женихов,
Встречая утром после свадьбы,
Под громкий клекот петухов
Среди проснувшейся усадьбы.
Я замыкаю зимний круг
И отмыкаю двери лету,
Я земледельца верный друг,
С ним вместе шествую по свету.
(После представления все боги усаживаются среди зрителей или на специальные
места.)
ВЕДУЩИЙ (2): А теперь я приглашаю к нам Стрибога - верховного повелителя ветров. В уже упоминавшемся "Слове о полку Игореве" ветры называются стри-божьими внуками, которые вылетают из туч подобно стрелам.
СТРИБОГ:
Я Стрибуг
- верховный царь ветров.
Добрых защищать всегда готов.
Накажу злодеев и врагов,
Отгоню от русских берегов.
С ними я сурово разберусь -
Не ходите войнами на Русь.
Внуки-ветры
быстры и сильны,
Могут вражьи потопить челны.
Соберутся в туче дождевой
И прольются молнией-стрелой.
Все кругом сверкает и гремит.
Лишь отважный в битве победит!
ВЕДУЩИЙ (1): Вы уже знаете, что на горе в Киеве стояли кумиры богов. Все они
в основном были сделаны из дерева, но один кумир был особый. На его деревянном
туловище покоилась отлитая из серебра голова, из золота были его усы и уши,
ноги - из железа. В руке он держал нечто похожее на молнию, усыпанную драгоценными
камнями. Это был еще один сын Сварога - Перун, особенно почитаемое славянское
божество.
ПЕРУН:
Божество
я грозное,
Управляю громом,
Мое царство звездное
Каждому знакомо.
Идолом, кумиром
Над рекой стою,
И огонь всем миром
Жжете в честь мою.
Рощи и дубравы
Дарите мне вы
Для моей же славы,
Славы и молвы.
Все свои
деревья я заворожу,
Если сломишь ветку, смертью накажу!
ВЕДУЩИЙ (2): В 988 году, когда было введено христианство на Руси, киевский
князь Владимир, внук известной псковитянки - святой княгини Ольги - повелел
истребить все кумиры. Перуну, как одному из главных богов, и досталось больше,
чем другим. Его статую привязали веревками к коням и тащили по дороге через
весь город. 12 молодцов шли рядом и били по статуе палками. Потом Перуна бросили
в воду, а люди, которые не хотели прощаться со своими верованиями, бежали
по берегу и кричали: "Выдыбай, боже! Выды-бай!" (т. е. выплывай).
В Новгороде с Перуном обошлись не менее жестоко, и он не удержался, якобы, от жалобы: "О горе мне! Вчера еще почитали, а сегодня посрамляют!" Когда его бросили в воду, то он поплыл против течения, потом бросил от себя палку и вскричал: "Жители новгородские! Это оставляю вам в память мою!" В том месте, где его прибило к берегу, был построен потом монастырь, названный Перунским. Вы, конечно, понимаете, что все это легенды, предания. Однако некоторые русские летописи повествуют, что долгое время потом юноши новгородские собирались в известный день и почему-то били друг друга палками, как будто выполняя завет Перуна.
ВЕДУЩИЙ (1): А этот персонаж был самым любимым в славянской мифологии. Этот образ дожил до наших дней и не умрет, пока на свете будет жить хоть один русский человек. Это - Мать-Сыра Земля, иначе еще ее называли
МОКОШЬ:
Я Мокошь
всесильная,
Мать - Сыра Земля,
Я щедра и обильная,
мое тело - поля.
Я добра и
могуча,
Я вам пищу даю.
Соберу в небе тучу
И всю землю полью.
Как сестра
я Перуну,
А Перун мне - как брат,
Его молнии-стрелы
Мне на помощь летят.
Длиннорука
я очень
И с большой головой.
И никто не захочет
Ссоры со мной!
ВЕДУЩИЙ (2): И я хочу сказать несколько слов о Мокоши. Язычники представляли
ее живым, человекоподобным существом. Травы и цветы казались им ее пышными
волосами, каменные скалы - ее костями (скала и скелет - очень похожие слова).
Вода была ее кровью, а корни деревьев заменяли жилы. Как живое существо стонала
она от боли в бурю, гневалась, учиняя землетрясение, засыпала на зиму и улыбалась,
просыпаясь весной. Словно к истинной матери прибегал к ней человек во всякую
пору своей жизни. Помните, в сказках? Припадет богатырь к сырой Земле - и
наполнится тело новыми силами. Кто не почитает Земли-кормилицы, тому не дает
она хлеба - не то, что досыта, а и впроголодь. Кто ей не поклонится, на гроб
того она ляжет тяжелым камнем. До сих пор, хороня человека, мы говорим: "Пусть
земля будет тебе пухом!" Кто не захватит с собой в дальний путь горсть
родной земли, никогда не увидит больше своей родины. В это верили наши предки,
верим в это и мы.
ВЕДУЩИЙ (1): Давайте познакомимся и еще с одним божеством женского рода - Ладой, богиней любви и красоты. Я вам ее представлю, так как Лада стесняется говорить о себе сама.
В венке из
роз богиня Лада,
И в жемчугах ее коса.
Ей принести подарки надо,
Она ж устроит чудеса:
Даст новобрачным
много счастья,
Любви, добра и красоты,
Обережет от всех напастей.
А ты ей поднеси цветы,
Лукошко ягод
самых спелых,
Многоголосье птиц лесных,
И мед - творенье пчел умелых,
Добычу лета и весны.
ЛАДА:
Вот мой сыночек
Лель.
Он мальчик озорной.
Колчан со стрелами
С собою он не носит,
Но лишь взмахнет
Волшебною рукой -
И в тот же миг Тебя любовь подкосит.
(Выходит Лель с горящим бенгальским огоньком, встает рядом с Ладой.)
ВЕДУЩИЙ (2):
Да, Лель!
Он мальчуган прелестный,
Волшебной силою известный.
Взмахнет он левою ручонкой -
И вмиг влюбляется девчонка,
А если правою рукой -
Теряет юноша покой.
Лель - крылатый бог любви - был старшим, но вечно юным сыном Лады. От его
ладоней отлетали яркие искры, которые зажигали страстью юные сердца.
ВЕДУЩИЙ (1): А я хочу вам рассказать и о других детях Лады: Полеле, Диде и Дидилии. Полеля считался богом брака. Его изображали в белой простой, будничной рубашке и терновом венке. Терн - колючий кустарник. Этот наряд говорил о том, что молодоженов ожидает будничная, нелегкая жизнь, семейный путь, усыпанный терниями.
Дид считался богом супружества. Он тоже всегда молод, на голове носит венок из васильков, а в руках держит двух горлиц (голубков). Ему молились замужние и женатые люди, прося благополучия в семейной жизни и деторождении.
Богиня Дидилия - хранительница рода и детей - тоже из семейства Лады. Имя ее созвучно слову "дитя". Она символизировала женскую долю и главное предназначение женщины на земле - продолжение рода, воспитание детей. До наших дней от того времени дошли припевы к песням, в которых звучат имена этих божеств:
Он, ладо,
дид-ладо,
Он, ладо, лель-люли.
ВЕДУЩИЙ (2): Вернемся же, однако, к другим богам мужского рода. Познакомьтесь
с богом Белесом (или Власием по-нынешнему). Этот бог олицетворял хозяйскую
мудрость. Сначала он считался звериным богом, его изображали в виде медведя
и почитали покровителем охотничьей добычи, то есть "богом мертвого зверя".
На медведей охотились не для добычи, а чтобы поклониться им, как богам. После охоты убитого медведя хоронили с великими почестями на особом медвежьем кладбище. Таких в нашей стране найдено много. Мясо медведя есть было нельзя, это считалось великим преступлением, за это могли убить. Помните русскую сказку?
Старик отрубил медведю лапу, отдал ее старухе, а та стала мясо варить и шерсть медвежью прясть. Медведь пришел к ним ночью "на липовой ноге, на березовой клюке" и загрыз их насмерть! Страшно?! Это нарочно так было придумано, чтобы научить ребят соблюдать старинные обычаи.
В честь Белеса рядились в звериные маски и тулупы на Святки и на Масленицу, когда праздновались Велесовы дни славянского языческого календаря. Затем Велес сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства - "скотьим богом". В Пскове с его именем связано название башни в Креме - Власьевская, так как через ворота этой башни стада уходили утром на пастбище, а вечером возвращались домой.
ВЕЛЕС:
Я Власий
или Вйлес,
Я русский скотий бог,
Мне песни-гимны пелись,
Чтоб людям я помог.
Чтоб сохранил
их стадо,
Чтобы сберег приплод,
Помочь просящим надо,
Ведь жалко мне народ.
ВЕДУЩИЙ (1): А вот и еще одно обаятельное славянское божество: Ярило, разгульный
бог страсти и веселья. Ярило, представься нам!
ЯРИЛО:
Я езжу на
белом коне,
Венок на кудрях моих русых,
Все знают кругом обо мне -
Парнишке веселом, безусом.
Могуч я,
удал и красив,
Живу я на радость народу,
Хожу по земле я босым
Весною в любую погоду!
Меня провожают
гульбой,
Гуляньем в честь бога Ярилы,
Доволен своею судьбой
И русские люди мне милы.
ВЕДУЩИЙ (2): А теперь послушаем хор из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка"
- это финал "Свет и сила - бог Ярило".
(Звучит музыка.)
Сродни Яриле веселый и прекрасный бог Купала - бог лета, полевых цветов и летних плодов. Ему приносили жертвы 24 июня, накануне жатвы. Разжигались большие костры, а вокруг них плясали, пели и прыгали через огонь юноши и девушки. Все они были увенчаны и "препоясаны" цветами. Это был праздник красоты, удали и веселья.
В русской церкви в наши дни отмечаются именины двух святых - Ивана Купалы и Аграфены Купальницы, а сохранились эти имена от языческого идола Купала. Может быть, во время этого праздника играли и пели тогда и такую песню, известную нам с более поздних времен:"А мы просо сеяли, сеяли". Давайте поиграем и споем!
(Игра разучивается с детьми заранее. Набираются две команды человек по 7-8, становятся напротив друг друга в шеренги, берутся за руки. На запев шеренга первой команды идет навстречу шеренге второй команды, а на припев - отступает на прежнее место. оставаясь лицом ко второй команде. Вторая команда в это время стоит на месте и молчит. Затем начинает ответное движение: запев - вперед, припев -назад, со своими словами.)
1 команда:
А мы просо сеяли, сеяли, ой, дид-ладо сеяли, сеяли.
2 команда: А мы просо вытопчем, вытопчем, ой, дид-ладо вытопчем, вытопчем.
(Далее текст помещаем без припева, так как он повторяется.)
1 команда:
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
2 команда: А мы коней выпустим, выпустим. Ярило
1 команда: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
2 команда: А мы коней выкупим, выкупим.
1 команда: А чем же вам выкупить, выкупить?
2 команда: А мы дадим сто рублей, сто рублей.
1 команда: Нам не надо сто рублей, сто рублей.
2 команда: А чего ж вам надобно, надобно?
1 команда: А нам надо дйвицу, дйви-цу.
2 команда: Отворяйте вурота, вуро-та, принимайте дйвицу, дйвицу.
(1 команда называет имя девицы, и та переходит к ним. Последняя строчка поется
без движения и без припева. Игру можно продолжить, поменявшись номерами команд.
Когда игра закончена, вбегает Соловей-Разбойник, размахивая мечом.)
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК:
Я Одихмантьев
сын,
Я Суловей-Разбойник!
Я здешний властелин,
Я свистну - ты покойник!
Отец мой
был нормальный,
А я - совсем другой:
Нахальный, криминальный,
Безжалостный и злой!
Меня ты опасайся,
Я не люблю людей;
Ко мне не приближайся -
Я - Соловей-злодей!
Я свистну
потихоньку -
Коленки задрожат,
Я свистну полегоньку -
Все замертво лежат!
Родился голосистым,
От голоса
беда,
И троекратным свистом
Я рушу города!
Ну, что! Испугались?!
ВЕДУЩИЙ (1):
Иди, иди
отсюда,
Такие не нужны,
Ты злое чудо-юдо,
Мы с добрыми дружны.
Ты нам не порти праздник,
Свистун и безобразник!
(Присмиревший Соловей уходит.)
ВЕДУЩИЙ (2): Это чудовище языческих времен. По легендам, он ровно 30 лет сидел на прямоезжей дороге к Киеву и никого не пропускал: ни конного, ни пешего, ни птицу, ни зверя. И смог его победить только русский богатырь Илья Му-ромец.
ВЕДУЩИЙ (1): Я думаю, вам было интересно познакомиться с языческими богами? Кто из них вам особенно запомнился или понравился? (Дети отвечают.)
Но мы рассказали лишь о самых главных. А об остальных волшебных силах языческой Руси вы сможете узнать из книг, представленных на нашей выставке.
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Аникин В. К мудрости ступенька: О русских сказках, песнях, пословицах, загадках:
Очерки. - М.: Дет. лит, 1982;
Бахтин В. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. - Л.: Дет. лит., 1988;
Былины (любые издания);
Максимов В. Это было на Почай-реке: Песенное сказание с ворожбой и приключениями,
запевом и венцом, в трех частях, осьмнадцати главах. - Л.: Дет. лит., 1982;
Мифы древнего мира. - Санкт-Петербург: Каравелла, 1995;
Муравьев В. Во времена Перуна: Повесть-легенда. - М.: Дет. лит., 1980;
Обухова Л. Давным-давно: Рассказы о жизни древних славян. - М.: Малыш, 1986;
Островский А. Н. Снегурочка: Весенняя сказка, (любое издание);
Путилов Б. Застава богатырская: Беседы о былинах русского Севера. - Л.: Дет.
лит. , 1990;
Русские богатыри: Былины и героические сказки. - Л.: Дет. лит. , 1988;
Семенова М. Ведун: Повесть// Семенова М. Лебеди улетают. - Л.: Дет. лит.,
1989.
ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ:
Аникин В. Устное творчество русского народа. Живая вода. - М.: 1977;
Велесова книга: Перевод и комментарий А. Асова. - М.: Менеджер, 1994;
Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из "Истории
государства Российского". - М.: Правда, 1987;
Картины по русской истории: Ежемесячное приложение к журналу "Юный художник",
1993.
Киевская Русь и христиане и язычники. Художник С. Иванов. Дан объяснительный
текст;
Куликов А. Космические образы славянского язычества. - СПб.: Оргтехиздат,
1992;
Орешкин Б. Четыре дня с Ильёй Муром-цем: Повести. - М.: Дружба народов, 1992;
Обрядовая поэзия. - М.: Современник, 1989;
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987;
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994;
Еремин В. Кто мы и откуда: Беседы //Новая игрушечка. 1993. №3; 1996. №8