назад>>>
Светлана
ШАБАНОВА
Пенза
"Прекрасное пробуждает
доброе"
Урок-экспресс
Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по пластическим видам
искусств; проконтролировать уровень знаний учащихся по темам предмета
МХК. Развивать умение учащихся анализировать и сравнивать произведения
различных видов искусств. Пробуждать творческий интерес к культуре своего
народа, народов мира. Оказать благотворное влияние на развитие мировоззрения
учащихся. Воспитывать культуру речи, общения; интерес к сценическому
искусству; коммуникативные навыки.
Оборудование урока: 1) Музыкальный ряд: "Песня о сказке",
слова Ю.Энтина, музыка Вл.Шаинского. 2) Зрительный ряд: репродукции
изо и народного творчества; книжная выставка.
На наших уроках по мировой художественной культуре согласно программе
мы знакомимся с различными видами искусств.
В мир искусств - сложный и многообразный, завораживающий - мы входим
с вами постепенно и вместе постигаем все секреты его волшебства.
Каждый урок по мировой художественной культуре был для нас "открытием"
в Мире Прекрасного, и тема сегодняшнего урока - "Прекрасное пробуждает
доброе". А как вы понимаете это выражение?
(Это действительно так, ведь настоящее искусство призвано покорять,
удивлять, делать нас чище нравственно, богаче духовно, добрее, счастливее...)
Каждый добрый человек, по-моему, немного может быть волшебником! А в
чем состоит это волшебство, как вы думаете, ребята?
(В том, наверное, что рядом с такими людьми нам легко, просто, у каждого
из нас от общения с ними на душе делается теплее, радостнее...)
Я хочу, чтобы с такими добрыми чувствами мы прожили сегодняшний урок.
Давайте попробуем быть добрыми волшебниками! Мы в силах создать доброжелательную
атмосферу в классе.
Сегодня у нас урок-экспресс. Вы будете сдавать экзамены по различным
видам искусств: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладному
искусству. Урок итоговый: обобщение и закрепление знаний по пластическим
видам искусств.
Путешествие по стране Искусств будет проходить среди команд по часовой
стрелке. За столами сидят ваши консультанты, девятиклассницы, прошлогодние
мои ученицы-отличницы. Перед ними - маршрутные листы путешествий. Консультанты
будут фиксировать баллы за сдачу экзаменов каждым учеником и сумму баллов
всей команды. Если член команды не знает ответа на вопрос, за него отвечает
капитан команды.
Инсценировка по ходу урока
Учитель: Но позвольте, а где же капитан вашей команды Володя Костыльков?
Нет его? Но где же он? (Выглядываю за дверь. Он бежит по коридору).
С шумом распахивается дверь и вбегает запыхавшийся Волька.
Волька: Я! Извините за опоздание!
Учитель: Да чего уж с тобой поделаешь, проходи! А что это у тебя в руках?
Волька: Клад! Клад со старинными вещами.
Учитель: Ну проходи, проходи! Ставь свой сосуд на стол, он как раз будет
украшением. Итак, начинаем сдачу экзаменов.
Волька: Встает и дует в вазу. Поднимается облако дыма. (Звучит музыка,
но в тот же миг в класс входит Хоттабыч).
Хоттабыч: Апчхи! Апчхи! Приветствую о тебя, прекрасный отрок!
Волька: Ты кто такой?
Хоттабыч: Знай же, о благословеннейший из благословенных, что я не кто
иной, как могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн
Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, т.е. Хоттабыч.
Я был бы несказанно счастлив узнать твое имя, о прелестнейший отрок!
Волька: Меня зовут Волька.
Хоттабыч: А как имя отца твоего?
Волька: Его зовут Алексей.
Хоттабыч: Так знай же, превосходнейший из отроков, звезда сердца моего,
Волька ибн Алеша, я буду выполнять все, что ты мне прикажешь, ибо ты
спас меня от заточения. Ох как я долго в нем пребывал! А что ты здесь
делаешь?
Волька: Сдаю экзамены по мировой художественной культуре.
Хоттабыч: По искусствоведению? Знай же, о изумительнейший из изумительных,
что тебе неслыханно повезло, я так богат знаниями по этому предмету!
Я так люблю твою школу, да будут благословенны ее фундамент и крыша!
Я буду тебе незримо подсказывать ответы на все вопросы, и ты прославишься
среди учеников школы и среди учеников всех близлежащих школ.
Волька: О нет-нет! Благороднейший Хоттабыч, мы и сами справимся, я ведь
не один, нас целая команда, а вместе мы - сила, мы все преодолеем. А
ты устал от долгого сидения в сосуде, присядь, отдохни, послушай нас,
пожалуйста.
(Звучит музыка. Путешествие начинается. Пока звучит музыка, ученики
сдают экзамены по различным видам искусств. Далее идет подсчет очков.
Консультанты уходят на голосование).
Хоттабыч: Пока подсчитываются очки, я хочу тоже задать вам несколько
вопросов. Первое задание. Напишите полностью мое имя. Второе задание.
Отгадать жанры в ИЗО.
(Консультанты подводят итоги сдачи экзаменов и делают анализ ответов).
Хоттабыч: Молодцы! Изумительнейшие из изумительных, отроки мои. Как
бы мне отметить ваши великие познания в искусстве? Ах да! Придумал!
Я превращу вас всех в золотых рыбок! Нет? Тогда выделю каждому из вас
по бороде! Опять не то? Придумал! Лучше я подарю вам медали от джинна-волшебника.
(Дарит медали).
Хоттабыч отвечает на звонок по сотовому телефону. Его приглашают в школьную
библиотеку постигать современные знания по МХК, вежливо прощается со
всеми и уходит.
Учитель обращается к книжной выставке: художественное произведение Л.И.Лагина
"Старик Хоттабыч". Учитель задает домашнее задание:
1) Посмотреть в книге, как правильно пишется имя джинна, старика Хоттабыча,
обратить внимание на концовку книги, сколько лет прожил волшебник на
свете? 2) С какими новыми видами искусств вы сегодня столкнулись?