"Сто
друзей", #16-2002
Материалы сценарного плана подготовлены
Центром творчества детей и юношества,
Сергиев Посад
Учитель.ru
Прошлое
моей семьи
Сценарный план познавательной игры
Педагогические
возможности. У детей формируется представление о своих ближайших предках, ставится
вопрос о важности для ребенка духовного и эмоционального контакта с ними. Ценность
общения с прошлым своей семьи заключается в получении ребенком нового, значимого
для него жизненного опыта, в осознании духовных усилий, необходимых для понимания
себя как части большой семейной общности, принятия на себя ответственности за
свои поступки перед членами семьи. Занятие формирует у детей представление об
элементарных нравственных нормах взаимоотношений между людьми, развивает положительные
привычки в поведении, доброе отношение к людям на примере общения и жизни людей
разных поколений.
Подготовка
1. Заранее (за одну - две недели) ребятам даются вопросы, на которые они должны
ответить с помощью родственников: мам, пап, бабушек и дедушек:
а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, профессия и место жительства
мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки...; б) традиции семьи;
в) наследство в семье, реликвии; г) семейные праздники; д) характерные черты
моей семьи (добрая, справедливая, строгая, крикливая...); е) увлечение, хобби,
профессия в моей семье; ж) кто и в каких войнах участвовал; з) кто из ближайших
родственников воевал в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Что делали
остальные в то время? О чем мечтали дети в годы войны?; и) попробовать нарисовать
по описанию, как ты себе представляешь своего прадеда или прабабушку, которых
никогда не видел; к) будущее моей семьи.
2. Подготавливается игровой круг, разбитый на сектора: музыкальная пауза, поэтическая
пауза, пауза-загадка, историческая пауза. В центре круга - волчок со стрелкой.
3. Заранее готовятся песни по теме занятия, набор стихотворений, загадки, ребусы,
материалы о семейных династиях, карточки с вопросами из их истории.
4. Подбираются варианты исторического, генеалогического древа и гербов семей.
5. Чистые альбомные листы, простые карандаши и ластики.
Игровое действие
Ведущий знакомит ребят с целью занятия. Говорит, что это не просто экскурс в
историю своих предков, а попытка понять их жизнь. И, может быть, на их примере
ребята смогут оценить свою роль, свою принадлежность к данному дому. Затем ведущий
рассказывает, что такое семья и зачем она нужна. Дети знакомятся с историей
развития семейных отношений в разные эпохи. Семья - это группа людей, состоящих
в кровном родстве. Обычно члены этой группы связаны определенной общностью быта,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Таким образом, семья - это социальное явление, и с течением времени она изменяется.
В первобытном обществе была принята кровно-родственная семья. Сюда могли входить
все члены общины, но только одного поколения. Затем появилась групповая семья
со своими ограничениями. И, наконец, парная. С возникновением частной собственности
распространилось многоженство и патриархат. С переходом общества к феодализму
появилась новая форма семьи - матриархат.
С распространением мировых религий, особенно христианства, усилились идеологические
узы, скрепляющие семью. Тесная связь между семьей и производством постепенно
вытеснилась обязанностью только организации быта в семье. Под влиянием социальных
преобразований семейные отношения приобретают более гуманистический характер.
Повышается социальная активность семьи. Таким образом, семейные отношения и
в наше время существенно изменяются, остается постоянной забота о воспитании
детей, о передаче им необходимого багажа знаний.
Ведущий интересуется у детей, как складываются отношения в их семье, кто и за
что отвечает. И, по возможности, какую ответственность несли в семье их предки.
В настоящее время все более повышается интерес к историческому прошлому своей
семьи. Несколько веков тому назад истории родов и генеалогии уделялось намного
больше внимания, чем теперь. Не было повсеместной письменности, поэтому историю
рода можно было передать либо в устной форме (сказания, легенды, сказки, песни),
либо при помощи рукоделия (вышитые холсты со сценами повседневной жизни людей).
Богатые родовые дома на Руси имели возможность вести летопись. Они имели свой
герб и "родословную таблицу", куда заносились все события в семье.
Подобная история рода, с кратким указанием заслуг его представителей, служит
стимулом для возникновения любознательности последующих поколений, побуждает
их к положительным действиям.
Затем ведущий интересуется, у кого в семье велись подобные летописи. Если речь
об этом в их семье зашла в первый раз, то предлагает обсудить это всем вместе
с помощью "Путешествия в прошлое своей семьи".
Все учащиеся переключаются на игровое поле. Ведущий заводит волчок со стрелкой.
Тот, на ком остановилась стрелка, рассказывает о своей семье и ее истории. Ведущий
помогает обратить внимание на какие-то определенные моменты, затем этот учащийся
заводит волчок. Следующий начинает свой рассказ. После того, как каждый учащийся
высказался, ведущий показывает и рассказывает о гербах и генеалогических древах.
Так как исторические летописи велись только в знатных родах, то ведущий предлагает
проследить историю рода, например, князей Вяземских.
Затем ребята пробуют нарисовать на основе своих данных подобное древо и герб
своей семьи. Задание на дом: придумать название своей семье (оно может быть
из нескольких слов, характеризующих данную семью). Оно нужно для ленты, входящей
в герб. Ребята дома делают эскизы гербов и родословных таблиц своих семей. Последовательность
и расположение предков учащиеся выбирают сами.
Во время путешествия волчок останавливается в разных секторах:
на музыкальной паузе (в этом случае звучит какая-то песня про семью, про дом,
про родственников);
на поэтической паузе (ведущий или ребята читают стихи о семье исторической тематики);
паузе-загадке (здесь может быть подготовлен любой сюрприз: предлагается отгадать
загадки, ребусы и т.д.);
на исторической паузе (в этом случае ведущий либо зачитывает ранее подготовленные
варианты описания исторических династий либо задает вопросы по истории).
"Путешествие в прошлое своей семьи" рассчитано на два-три занятия.
На второе занятие учащиеся приносят эскизы своего родословного древа или таблицы,
эскизы семейного герба, летопись, в которую входят ответы на вопросы о семье,
дополнительный материал. Ведущий объясняет, как лучше все это оформить. Это
может быть газета, альбом, буклет. Его форма зависит от фантазии и желания ребят.
Ведущий предлагает различные варианты и технологии оформления.
Заключительным этапом игры является занятие "Посиделки у бабушкиного сундука".