|
||||
Т.Э.
ЖДАНКИНА,
Детский фольклорный праздник Родная речь певцу земля родная, В.Иванов. Язык Цель. Знакомство с поэтической культурой русского народа, с детским фольклором. Содержание праздника: Оформление праздника: Участники праздника выступают в русских народных костюмах,
при инсценировании сказок о животных эти костюмы дополняются масками,
выполненными из бумаги, и отдельными новыми деталями одежды. Звучит
балалайка. Описание праздника 1) Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста! 2) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, 3) Стоит церковь: 4) Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение русской старинной одежды, женских головных уборов – кокошников с их удивительной символикой, старинных русских орнаментов, передающих нам по-своему мир живой русской природы. 5) Посмотрите выставку старинных предметов русского быта
– посуды, тканей, которым по сто и более лет. Ведущие. 1-й. Талантлив русский человек, и вечно то искусство,
в котором столько поэзии и красоты. Рассказчик. Русское народное поэтическое искусство своими
корнями уходит в далекое прошлое, связанное с жизнью наших предков –
древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказывать и
древние летописи, и труды историков (например, книга Н.М. Карамзина
«История государства Российского»). Ведущий. Свое представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах. Послушайте «Миф о Солнце» из романа «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского. Чтец. «Миф о Солнце» (отрывок). Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была –
ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный,
вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать
Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?». И
пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои
мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал Тьму,
тамо воссияло солнце красное. И полились через Солнце жаркие волны лучезарного
Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе раскинулась.
Жадно пила она золотые лучи живоносного света и от того света палящая
жизнь и томящая нега разлились по недрам ее. Ведущий. Слава Солнцу и всей Русской земле, родившейся в его лучах! Чтец. «Русская земля» (песня-слава). О светло светлая Ведущий. С верой христианской шли русские люди и на великий труд, и на великую битву, и на казнь. Чтец. М.Ю. Лермонтов. «Молитва». Рассказчик. Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и в тексте русского поэта. Эти слова хочется повторять и повторять. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор – особое поэтическое искусство слова. Родная речь певцу земля родная, (В.Иванов. Язык) Ведущий-комментатор. Устное народное творчество – фольклор – это неписаная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Но мы понимаем, что создавали их талантливые люди с тонким вкусом. Это про них А.Пушкин сказал, что им присущи «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Рассказчик. Первые фольклорные произведения мы слышим
от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение
бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит
от слова колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда и слова: колыбель,
коляска. Ведущий. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Воронежской
области. Баю-баюшки-баю, * * * Котя, котенька, коток, * * * Баи-баи-баиньки, Ведущий (обращается к гостям). А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока-белобока»? Вспомните, как мама, или бабушка, или папа водили пальчиком по вашей ладошке и приговаривали: – Сорока, сорока! Гости прилетели, Ведущий благодарит гостей за участие в игровой песне. Рассказчик. Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей.
То это песенки, то стихи, то мудрое поучение, то коротенькие рассказики-разговоры
– о невероятном событии, интересном характере. КОЗА-РАЗВИЗЗЕЗА (Пение сопровождается притоптыванием, танцевальными движениями, музыкальные инструменты отсутствуют.) Хор. Коза-развиззеза Солист. Сено косить. (Переговоры солиста и хора исполняются говорком.) 1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить. 2. – Федул, что губы надул? 3. – Эй, Фома, что из леса не идешь? Ведущий. В небылицах, кажется, все разрешено, хоть весь
мир вверх ногами переверни! А ведь интересно, какой он бывает, перевернутый
мир? 1. Ехала деревня мимо мужика, Фольклорный ансамбль без объявления исполняет игровую песню «А я по лугу с комариком гуляла». Ведущий. В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Рассказчик. Родились загадки давным-давно. Наши предки,
пытаясь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную
речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть
коровой, петуха – голоногим, гром – туром. Из этой тайной речи и родились
загадки. Ведущий (обращается к гостям). Попробуйте и вы отгадать
русские загадки, испытайте себя. 1. Что есть у всех? (Имя) Фольклорная группа исполняет загадки о зайце и росе. 1. Маленький, 2. Заря-заряница, Ведущий. Выразительной, замысловатой звукописью поражают
нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко – язык
сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим. 1. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Ведущий-комментатор. Для скороговорки важно не только
чтобы ее проговорили как можно быстрее, еще важнее – произнести скороговорку
без запинки, чисто и красиво. Ведь недаром русский народ дал скороговоркам
еще одно имя – чистоговорка. КУХУМКА КУКУШОНКУ Кухумка кукушонку ЛЕТЕЛА СОВА Летела сова Рассказчик. Никто не знает, когда возникли пословицы – обиходные устные изречения народа. В пословицах слова обычно употребляются либо в переносном значении, либо прямые значения слов часто сочетаются с их переносным значением, причем необычно. На это обратил внимание еще М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.). Ведущий (обращается к гостям). Объясните смысл пословицы: Шуба овечья, да душа человечья. Рассказчик. В.И. Даль – современник, друг А.Пушкина – много лет своей жизни посвятил собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что есть пословица-стон, пословица-вздох, пословица-огорчение, пословица-улыбка. Слушаешь пословицу – и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости жизни. Ведущий (обращается к гостям). Послушайте музыкальные зарисовки пословиц и попробуйте определить их характер. Звучат музыкальные пьесы, написанные к пословицам. 1. Если б было все равно, так лазили б в окно, а то дверь
прорубили. (Веселая, вызывает улыбку) Ведущие. Русские пословицы всегда с нами: учат жить, веселят,
утешают в беде. 1. Велика святорусская земля, а правде нигде нет места. Группа девочек исполняет русский народный танец. 1. Жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они
стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? Рассказчик. Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца. Ведущий-комментатор. Но мы остановим наших сказительниц. Хватит толковать, пора другую сказку начинать. Рассказчик. Сказка – один из самых любимых народом жанров фольклора. Большим ценителем и знатоком русских народных сказок был замечательный ученый-лингвист, уроженец города Боброва Воронежской области Александр Николаевич Афанасьев. Его научные труды получили высокую оценку и в России, и за рубежом. Трехтомная работа ученого «Поэтические воззрения славян на природу» является классической, не имеющей аналога в мировой науке. Мы гордимся своим земляком. Это был к тому же справедливый и смелый человек. Он не побоялся второй выпуск своего собрания сочинений открыть сказкой «О кочетке и курице». Это редчайшая сказка в русском фольклоре. Сказочники побаивались рассказывать ее посторонним людям, тем более печатать. Она не так уж безобидна, как может показаться с первого взгляда. Ведущий. Послушайте и подумайте, в чем тут дело. СКАЗКА О КОЧЕТКЕ И КУРИЦЕ Ведущий (беседует с гостями). Чем страшна была сказка? О чем она говорит? Рассказчик. Она была страшна своим свободомыслием. Сказка говорит не только о беде, которая приключилась с курицей. Настоящий смысл сказки в другом. Казалось бы, дело ясное: виноват петух; но бояре рассудили иначе – они добрались до волка. Но и он не виноват. Сказочник иронизирует над неумным судебным разбирательством, над обыкновением все валить на Божью волю даже тогда, когда вина виноватого очевидна. Ведущий-комментатор. «Сказка о кочетке и курице» радует
ум, как орнамент радует глаз. Сказочные формулы, в которых за вопросом
следует ответ, напоминают орнаментальный узор. Ведущий. Русская народная сказка, записанная А.Н. Афанасьевым, «Журавль и цапля». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах. Звучит балалайка.) Ведущий. Русская народная сказка «Теремок». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах.) Ведущий. А сейчас мы вам покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка. Ведущий (обращается к гостям). Повторяйте за мной. – Я пойду в лес. Ведущий (обращается к гостям). Давайте посмотрим и разучим с вами старинную русскую игру. МАТУШКА ВЕСНА Ведущий-комментатор. Эта старинная игра немножко похожа на танец. Начинается она с красивой считалки. Под горою у реки Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют: Идет матушка весна, Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Один участник игры идет влево, следующий – вправо. Обойдя «ворота», они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот». Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и задорно поет. Ходит матушка весна Ребром ладони он разъединяет руки ребятам. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру (фольклорная группа вместе с гостями проводит игру). Ведущий. Наш праздник «Слов русских золотая россыпь» подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод. Ведущий-комментатор. Водить хоровод – это не просто «ходить
кругами», это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. 1. Веселей-ко 2. Этак! Этак! 3. Ой ли 4. То ли, сё ли, 5. Скачи, скачи Ведущие. 1. Душа грустит о небесах, 2. То сучья золотых стволов, (С.Есенин) 3. Мы благодарим всех, кто пришел к нам на праздник, всех, кто любит и понимает русский фольклор, народное искусство слова.
Литература [главная] [интеллектуальные игры] [для дошколят] [квн] [развивающие игры] [маленькие шоу] [веселое застолье] [форум массовиков-затейников] [гостевая книга] если вы хотите разместить свои работы сюда
2002 © Kolobok-web
|
||||