назад>>>
Наталья
СПИРОВА,
учитель начальных классов
средней школы N 1004
Москва
33
родные сестрицы
Утренник-викторина
К викторине понадобятся: карта путешествия со станциями - "Алфавитово",
"Кроссвордная", "Спортивная", "Загадкино",
"Сортировочная", "Тир", "Шифровальная",
"Бюро находок"; вагончики с буквами (Линейка, Резинка), кроссворд,
фигурки веселых человечков с загадками, Чебурашка.
Звучит торжественная музыка.
Ведущий:
Ребята! Вот мы с вами закончили изучать буквы русского алфавита. Сегодня
мы совершим увлекательное путешествие в Страну 33 родных сестриц. Что
это за сестрицы? Про кого это сказано?
33 родные сестрицы -
Писаные красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся? (Буквы)
В путешествии по этой стране нам встретятся герои любимых
сказок, предстоят нелегкие испытания. Но чтобы попасть в эту страну,
давайте еще вспомним несколько загадок про буквы.
(Если ученики сами не смогут вспомнить эти загадки, ведущий называет
их начало).
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
Черные птички
На каждой страничке
Стоят, ожидают,
Когда их разгадают.
Класс делится на 2 команды.
Ученик из 1-й команды:
Пусть каждый смело вступит
в бой,
В азарт соревнования.
Ученик из 2-й команды:
Успех придет не сам собой,
Помогут наши знания.
Ведущий:
Итак, в путь! Начинаем путешествие по Стране 33 сестриц. Звучит веселая
мелодия марша.
Ведущий: Чтобы узнать, какая станция начинает наш путь, нам предстоит
отгадать, о чем пойдет речь на этой станции.
(Из конверта в руках у Чебурашки ведущий достает карточку с загадкой).
Буквы строго стали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Ведущий: Ну как, отгадали, о чем идет речь? Правильно,
об алфавите. (Учитель открывает название станции). Вот и первая наша
станция. Называется "Алфавитово". Здесь вас ждет небольшое
задание, но выполнить его надо точно, без ошибок. (На голове у детей
короны с буквами алфавита).
Дети "выстраивают" алфавит по порядку.
Ведущий подает команду: Гласные! (Шаг вперед делают ученики с гласными
буквами и отвечают: "Здесь!") Согласные! (Шаг вперед делают
ученики с согласными буквами).
Буквы, которые не обозначают звуков! ("Здесь!")
Ведущий:
Мы подъехали ко второй станции - "Стихотворово". На этой станции
веселые человечки покажут вам смешные рисунки, а вы скажите, какие буквы
они напоминают, какие стихотворения про них есть. (С рисунками букв
ученики знакомятся во время изучения Букваря. Рисунки взяты из книги
Л.Шабаева "Много с буквами хлопот").
Ребята отгадывают буквы, и каждый читает стихотворение о своей букве.
А Абрикос, арбуз, айва - очень сладкие слова,
и все - на букву А.
Б Букве Б и страх неведом: бой, барабан, боец, победа!
В Ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Г Г узнаем без труда -
Очень горбится всегда.
Д Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е Е Ель на ежика похожа - еж в иголках, елка тоже.
Ж Эта буква широка
И похожа на жука.
З На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
И Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Й Йод ребенок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
К Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М Мед медведь в лесу нашел,
Мало меду, много пчел.
Н Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
О Ослик был сегодня зол -
Он узнал, что он - осел!
П Влез на букву озорник,
Он решил, что П - турник.
Р Роет землю серый крот - разоряет огород.
С Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Т Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
У Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Ф С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Х Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Ц Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч Часовщик прищурил глаз,
Чинит часики для нас.
Ш Шалуны, прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетеру шпагу!
Ь Ъ Мягкий знак живет
беспечно,
Но без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так. (Показать, как козырек кепки поворачивают назад).
Э Экскаватор землю роет,
Это школу детям строят.
Ю Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привез.
Я Вы запомнили, друзья,
Я в алфавите - последняя.
Звучит музыка. Дети исполняют танец.
Ведущий: Что такое кроссворд? На станции "Кроссвордная" нам
предстоит разгадать кроссворд. (На листочке заранее заготовлен кроссворд).
Ведущий проводит игры: "Угадай предмет в мешке на
ощупь", "Кто быстрее оденется".
Ведущий: Кто знает, что такое сортировочная станция?
Нам нужно собрать поезд. К паровозику надо прицепить буквы-вагончики,
чтобы получилось слово-отгадка.
1. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
2. У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она. (Ластик-резинка)
Какие еще слова можно составить из этих букв?
(1-я загадка - для 1-й команды, 2-я загадка - для 2-й команды).
Дети поют песню.
Ведущий: Следующая станция - "Загадкино".
Команды загадывают друг другу загадки.
Ведущий: Мы прибыли на станцию "Спортивная".
Вспомните виды спорта, названия которых начинаются с букв:
Ф - футбол, фехтование, фигурное катание,
В - волейбол, водное поло, велоспорт,
Ш - шахматы, шашки,
П - прыжки (в высоту, в длину, с шестом и т.д.), плавание, парусный
спорт
Т - теннис, тяжелая атлетика
Ведущий: Мы подъехали к станции "Тир", но стреляют
в нем словами.
Назовите слова на букву Ц. Итак - огонь!
Ведущий проводит игры: "Кто быстрее сядет на стул" (под музыку),
"Лилипуты - великаны", "Намотай веревку на карандаш".
Ведущий: Следующая станция - "Шифровальная".
Чтобы разгадать эти шифровки, надо поставить буквы в правильном порядке.
1-я команда - АОСНВМТКО (Космонавт),
2-я команда - ЬИБИЛУНДК (Будильник).
Все дети танцуют под музыку.
Ведущий: На пути последняя станция - "Бюро находок". На прощание
буквы решили пошалить и разбежались. Составьте слова из букв.
(Шуба, осень, слон, оса)
(Снег, весна, кот, вес)
Ведущий проводит игры: "Напоить товарища водой с завязанными глазами",
"Кто кого пересмотрит".
Дети исполняют песню.
Подведение итогов игры, награждение команд.
Игра с родителями: "Родители с завязанными глазами по руке находят
своего ребенка".
Ведущий: Всем спасибо
за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь.
Говорим мы: "До свиданья! (Хором)
До счастливых новых встреч