Сколотнева
Л.Е.
"Праздники в школе:
Сценарии. конкурсы, викторины"
СПб.: Издательский Дом "Литера", 2002
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Сценарий-2
Литературно-музыкальная композиция
ЧАСТЬ 1
На сцене — группа учащихся.
1-й чтец:
Учитель! Бесценно звучит
это имя
В сердцах человечества много веков.
2-й ч т е ц:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колена.
Звучит 1-й куплет с припевом
из песни «Школьные годы».
Ученики читают стихотворение «Учитель» К. Ибряева.
3-й чтец:
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
4-й чтец:
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руках твоего учителя.
5-й чтец:
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки!
6-й чтец:
И если в жизни большой
Вольно или невольно
Ты вдруг покривишь душой,
Ему будет очень больно.
7-й чтец:
А если в суровый час
Ты выстоишь, как мужчина,
Улыбка хлынет из глаз
Лучами добрых морщинок
Звучит припев из песни «Школьные годы».
9-й чтец:
Он объяснял мне вещи непростые,
Учил, как мир мне надо понимать.
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел: «Родина и мать».
10-й чтец:
Он с нами был то строгий,
то веселый,
Заворожить своим рассказом мог.
И гордо я шагал домой из школы
В чернильных пятнах с головы до ног.
1-й чтец:
Тем, кто ввел нас в первый класс,
2-й чтец:
Кто все делает для нас,
3-й чтец:
Тем, кто знания дает,
4-й чтец:
Кто в театр нас ведет,
5-й чтец:
Тем, кто нам оценки ставит,
6-й чтец:
Кто в беде нас не оставит,
7-й ч т е ц:
Тем, кто не дает лениться,
8-й чтец:
Кто научит нас трудиться,
9-й чтец:
Кто приносит людям свет,
Всехором:
Ученический привет!
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе».
1-й чтец:
В школу даже первоклассник
В этот день спешит скорей
Чтоб поздравить в этот праздник
Дорогих учителей.
2-й чтец:
Что трудней всего на свете?
Отвечайте!
Что нужней всем нашим детям?
Угадайте!
Забота и ласка,
Знания свет —
Это вещи, которых
Без учителя нет!
Ученики читают стихотворение
И. Токмаковой
«Мы кому букет подарим?»
3-й чтец:
Кто всегда тебе поможет,
Словом ласковым поддержит,
Что не понял, растолкует,
За успех тебя похвалит?
4-й чтец:
Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятерку?
5-й чтец:
Кто всегда и сам расстроен,
Если ты заслужишь двойку?
6-й чтец:
Это наша строгая учительница.
7-й чтец:
Это наша добрая учительница.
8-й чтец:
Мы каждый день приходим
в класс,
Как будто в дом родной.
Вторыми мамами для нас
Вы сделались...
9-й чтец:
Постой, а как ты мамой назовешь
Учителя? Смешно, ведь он мужчина!
10-й чтец:
Ну и что?
Он мама все равно!
1-й чтец:
Вам, мятежной судьбы добровольцам,
Вам, навеки забывшим покой,
Вам, блеснувшим, как капелька солнца,
Озарившим нас светлой мечтой,
Вам от всей озорной нашей братии,
Беспокойной, тревожной, шальной,
Ото всей от мальчишеской рати
Вам поклон самый низкий, земной!
За заботу и строгость, за
труд и за честность,
И за умную, нужную нам человечность,
И за то, что учитель всегда есть боец,
Вам навеки девчоночья нежность
И признательность наших сердец!
Звучит мелодия «Песни первоклассника» (муз. Э. Ханка).
3-й чтец:
У вас учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так, воспитаньем, слава Богу,
У нас не мудрено блеснуть.
4-й чтец:
Когда заходите вы в класс,
Там что-то страшное творится,
Там все торопятся списать
И всем на месте не сидится,
Спешат учебник пролистать
И досыта наговориться.
5-й чтец:
Авторитет смирил безумных:
Класс без словечка стих и сник,
И жертвой пал один из шумных,
Отдав безропотно дневник,
Но в тысяча сто первый раз
Урок срывает «дикий» класс.
6-й чтец: Внимание! Пятиминутка
школьных вопро-
сов и ответов.
Вопрос: Что такое хорошо и что такое плохо?
Ответы дают разные ученики, по одной реплике:
— Хорошо встретить директора на улице.
— Плохо встретить его на
улице во время уроков.
— Плохо, если он заболел, но в школу пришел.
6-й чтец: Вопрос: Зачем нужно ходить в школу?
— В школу нужно ходить для
того, чтобы учителям было
чем заняться.
7-й чтец:
За это скромное творенье
Приносим наши извиненья;
Хоть мы достойны наказанья,
Все хором:
Примите наши пожеланья!
Учащиеся уходят.
ЧАСТЬ 2
Сценка
1
«Дело было вечером»
Группа учащихся с бантиками, в нарядных платьицах, с игрушками,
с книжкой, с ведерком. Звучит песня «Топ-топ» — 1-й куплет
с припевом. Музыка стихает.
Автор:
Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на улице гулял, Кто в продленке отдыхал.
1-й чтец:
А у меня в кармане гвоздь! Вот! А у вас?
2-й чтец:
А у нас сегодня гость! А у вас?
3-й ч т е ц:
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
4-й чтец:
А у нас на кухне газ. А.у вас?
5-й чтец:
А у нас водопровод. Вот.
6-й чтец:
А из нашего окна
Школа средняя видна.
1-й чтец:
А из нашего окошка —
Кабинет труда немножко.
Звучит песня «Чему учат в школе» — 1-й куплет.
«Малыши» превращаются в учеников
с книгами, портфелями.
2-й чтец:
А у нас веселый класс! Это раз.
3-й чтец:
Мы нашли противогаз — это два.
4-й чтец:
А в-четвертых, наш учитель
Приходил ко мне домой,
Потому что в коридоре
Я носился как шальной.
5-й ч т е ц:
Как шальной?
Ну что ж такого?
А вот к «бэшкам», например,
Приходил милиционер.
6-й чтец:
А у нас подбили глаз. А у вас?
1-й чтец:
А у нас дежурный класс. А у вас?
2-й чтец:
А твоя сестренка Нюра —
дура.
У нее извилин мало —
Так училка нам сказала.
3-й чтец:
В классе-то сосед соседа
Книжкой бил после обеда.
4-й чтец:
Книжкой? Это ерунда.
Вот портфелем — это да!
5-й чтец:
Но у нас учитель клевый,
1-й чтец:
Очень добрый и веселый,
2-й чтец:
Образцово-показательный,
3-й чтец:
Словом, просто
Все: Замечательный!
Учащиеся покидают сцену. Занавес закрывается.
Сценка 2
Звучит мелодия частушек. Выходят 3 мальчика в фуражках, из-под которых видны завитые кудри, в петлицах пиджаков — по цветочку.
Поют частушки.
Ярославские ребята,
Ходим мы всегда втроем.
А сегодня мы частушки
Вам, ребята, пропоем.
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.
Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!
Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.
Эля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!
Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили —
Так проступок небольшой!
Под музыку частушек ребята медленно покидают сцену.
Открывается занавес. На сцене за столом сидит «учительница».
Появляется ученик.
Сценка
3
«Червяк с ушами»
(по мотивам рассказа Е. Лебедевой из передачи «Радионяня»)
Ученик (обращаясь к залу): Вера Петровна поставила на мне крест.
Учитель (обращаясь к залу): Да, да! На Скворцове я поставила крест. Моего предмета для него не существует.
Ученик (обращаясь к залу): Я с Верой Петровной не спорю. Но зачем крест ставить? Из меня, может, со временем великий ученый получится. А она крест! Ну пусть хотя бы точку. Точка, все знают, в журнале стоит, когда собираются вызвать к доске. Так оно и случилось, меня вызвали. И вопрос-то был совсем простенький!
Вера Петровна: Скажи, Скворцов, почему червяк относится к типу кольчатых?
Скворцов (быстро): Потому что тело у него состоит из колесиков!
Вера Петровна: Из каких это колесиков?
Скворцов: Кругленьких, сам видел. И с помощью этих колесиков червяк ходит.
Вера Петровна: Может, ты нам еще расскажешь, чем дышит червяк?
Скворцов: Конечно, червяк дышит носом.
Вера Петровна: Носом?!
Скворцов: Да, носом. А если нос закладывает, то он дышит ушами.
Вера Петровна: Все, Скворцов, ставлю тебе двойку. Только класс насмешил своим" ответом.
Вера Петровна уходит.
Сценка
4
Первобытный ученик
1-й чтец (сообщая зрителям новость): Вы слыхали? К нам приехал Первобытный ученик.
2-й чтец:
Оставляет он на партах,
На учебниках и картах
Точки, черточки, значки,
Закорючки и крючки.
1-й чтец:
Изменилась постепенно
В классе каждая стена.
2-й чтец:
И теперь у нас не стены,
А сплошные письмена.
1-й чтец (удивляясь):
Разукрашенные рожи
Смотрят с окон и дверей.
2-й чтец:
Стал четвертый класс похожим
На стоянку дикарей.
1-й чтец (зрителям):
А у вас какая эра?
Вместе:
Класс у вас или пещера?
Сценка
5
«Отличница»
1-й чтец (зрителям):
У каждого в жизни есть свой интерес:
2-й чтец (зрителям):
У Саши конек — рисованье,
А Оля — дендролог,
1-й чтец (перебивая):
Ей нравится лес.
2-й чтец:
К машинам есть тяга у Вани.
1-й чтец:
Сережа коллекцией бабочек горд.
2-й чтец (восторженно):
Такие коллекции редки!
1-й чтец (продолжая):
Илье интересны и книги, и спорт.
2-й ч т е ц (с иронией,
к стоящей в стороне Тане):
А Танечке —
Таня (высокомерно и категорично):
Только отметки!
1-й и 2-й чтецы смеются.
1-й чтец:
Отличница Таня не любит читать.
Таня (опровергает):
Читаю по школьной программе.
2-й чтец:
Чтоб только в журнале поставили пять?..
1-й чтец:
Чтоб дома похвастаться маме.
Таня
(высокомерно пожимает плечами):
Всегда отличаться —
Такая уж есть,
Такой у меня уж порядок.
1-й чтец:
Получит пять с минусом —
Слезы рекой!
2-й чтец:
Получит четверку —
Припадок!
1-й чте ц:
Прекрасное дело — учиться
на пять,
Желаем пятерок штук сорок,
2-й чтец:
Но есть и такое, о чем забывать
Немыслимо ради пятерок.
1-й чтец:
Соседка по парте в задачах
слаба (Тане):
Поможешь ты, Таня, соседке?
Таня:
Нет.
2-й чтец:
Ей безразлична чужая судьба
—
За помощь не ставят отметки.
1-й чтец:
Спросили ее (Тане):
«Не желаешь ли стать
Вожатой у третьего класса?»
Она засмеялась:
Таня (смеясь):
«Носы вытирать?
Забот и без этого масса!»
2-й чтец:
Вчера отказалась она наотрез
Оформить стенную газету.
Т а н я (с иронией):
Для класса стараться?
Какой интерес!
Пятерок не ставят за это!
Недовольно поглядела на подруг и ушла.
2-й чтец:
Командует Таня,
Вернувшись домой.
Таня вышла, села на стул посередине зала.
Таня:
Погладьте мне новое платье!..
Отличнице некогда гладить самой!
Условия надо создать ей!..
1-й чтец (с укоризной):
На кухне хлопочет усталая мать,
А Таня сидит на кушетке.
Таня (шаловливо, смеясь):
Зачем утомляться? Зачем помогать?
За помощь не ставят отметки
1-й ч т е ц:
А правда ведь, жалко, что
в табеле нет
Такого предмета, как дружба.
2-й чтец:
И помощь родителям — славный
предмет,
И чуткость оценивать нужно.
1-й чтец:
Отличницей Таня тогда б
не была,
Плохие у Тани были б дела!
1-й и 2-й чтецы вместе:
Поскольку по этим предметам стоять
Могли бы «колы», а не гордые «пять»!
Сценка
6
«Веселый репортаж»
1-й чтец: Внимание! Внимание!
2-й чтец: Наш микрофон установлен на площадке второго этажа.
1-й чтец: До конца перемены осталось пять минут.
2-й ч т е ц: В коридоре у окна мы видим Иванова Женю и Петрова Михаила.
1-й чтец: Оба они в хорошей форме. Внезапно Миша дает подзатыльник Жене. Женя отвечает серией легких ударов.
2-й чтец: К ним присоединяется еще трое ребят.
1-й ч т е ц: В результате этого «пятиборья» Женя и Миша теряют форму.
2-й ч т е ц: У Миши оторван рукав и отлетает одна пуговица.
1-й чтец: У Жени стоит под глазом огромный синяк величиной с куриное яйцо.
2-й чтец: Соревнования продолжаются.
Скоростной спуск по перилам лестницы совершает Сидоров Сергей.
2-й чтец: Позор Игорю! Они в разных весовых категориях! Но вот прозвенел звонок.
1-й чтец: У входа в кабинет физики начинаются соревнования по «тяжелой атлетике». Особенно отличается Носов Иван. Он применяет жим, толчок, рывок и... врывается в класс первым!
2-й чтец: Но он опоздал. Под партами первой колонки уже лежит Наумов Олег и пускает мыльные пузыри.
1-й чтец: До начала урока остается совсем немного.
2-й чтец: Пирогов Дима и Степанов Максим на последних секундах заканчивают упражнение... заданное на дом.
1-й чтец: Для участников этих неспортивных игр приготовлены всевозможные сюрпризы.
2-й чтец: Начиная от двойки по поведению и кончая внеочередным вызовом родителей в школу.
Вместе: На этом наш репортаж
заканчивается. Спасибо за внимание!
Чтец:
Сегодня Николай просил украдкой друга:
По сцене не спеша, с портфелем
в руках, проходит Андрей. За
ним торопливо бежит Николай.
Николай (останавливает Андрея):
Андрюша! Окажи услугу!
От всей души тебя прошу (оглядывается):
Дай мне тетрадь, ответы я спишу.
Андрей (возмущенно):
Что это, Коля, за манеры?!
То просишь ты решение примера,
То позабыл все падежи
Поворачивается и уходит.
Николай (бежит за ним, преграждает
дорогу):
Стыд есть, да я забывчив только:
Что на дом задано, не вспомню,
Хоть убей.
Андрей не поверил, махнул рукой, пытается уйти.
Николай (хватает за рукав
Андрея, не отпускает):
'Я обещал тебе, Андрей,
И повторяю снова:
Впредь не спишу ни цифры,
ни полслова!
А нынче дай! Прошу от всей души!
Андрей (после некоторого
колебания сдается):
Ну, если так —
Вздохнул, открывает портфель, вынимает тетрадь.
Бери (отдает тетрадь Николаю).
Пиши (уходит).
Николай открывает тетрадь, рассматривает запись.
Чтец:
Коль приглядеться, в каждой
школе
Найдешь субъектов, вроде Коли.
Все укоряют их, стыдят, не бьют.
Николай (торжествуя, размахивает
тетрадью):
Ха-ха!.. и списывать дают!
Убегает.
Чтец:
Да, все же списывать дают.
(рассказ В. Голявкина)
— Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя, —
орал я на весь дом.
Я отложил книжку в сторону и с выражением прочел:
— Кроя мглою бурю кроет,
крути снежные вертя...
Что-то не то. Я опять начал снова:
— Буря мглою...
Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:
— Буря кроет небо мглоет...
МГЛОЕТ? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну так и есть! МГЛОЕТА нету! Я стал читать, глядя в книжку: все получилось, как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочел:
— Утро воет небо могилою...
Это было совсем не то. Я это сразу понял. Я всегда вижу, когда не то. Но в чем тут дело в конце концов? Почему я никак не запомню?
— Не нужно зубрить, — сказал
старший брат. — Разбе-
рись, в чем там дело.
Я стал разбираться. Значит, буря покрывает небо своей мглою и в то же время крутит что есть силы снежные вихри. Я закрыл книжку и четко прочел:
— Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя...
Больше я не ошибался.
Сценка
9
«Сергей Иванов с физкультуры сбежал»
1-й ученик (идет за убегающим Ивановым
и кричит остальным ребятам):
Сергей Иванов с физкультуры сбежал!
Сергей (оправдываясь перед
залом):
Войдите в мое положенье:
Я книгу о летчике смелом читал,
Урок физкультуры — пустячный урок!
Пускай отдувается кто-то?
А книгу знакомый один паренек
Мне дал только лишь до субботы!
Берет стул, усаживается и читает
1-й ученик:
И вот уже дома, забыв обо
всем,
Читает Сергей в упоенье:
С е р г е-й (читает):
«Взревели моторы!.. Внизу,
под крылом,
Земля поплыла в отдаленье.
Для смелых людей нипочем высота, —
Идут выше туч самолеты».-
Откладывает книгу, вздыхает.
Эх!
1-й ученик (доверительно):
Есть у Сереги большая мечта:
Сергей (мечтательно):
Учиться б пойти на пилота!
Хочу я о жизни отважных людей
Узнать все подробно вначале.
А это, конечно, куда поважней,
Чем занятия в Школьном спортзале.
1-й ученик (насмешливо):
Не знает Сергей, что бесстрашный герой,
Тот самый, о ком эта книжка,
Был в школьные годы спортсмен неплохой,
Любил физкультуру мальчишка.
Звучит мелодия «Школьного вальса» Д. Кабалевского. На сцене кружатся пары. Затем появляются все участники выступления и поют песню «Мы желаем счастья вам!» (слова И. Шаферана).