Материал разработан и подготовлен В.В.Скомороховой
по оригинальной идее Н.Фельдман и Д.Евдокимычевой.


"ЧТ0 В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?"

(для школьников любого возраста)
В лингвистике существует особый раздел, посвященный "искусству давать имена" - ономастике и ее "дочери" - антропонимике, науке об именах человека. "Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке", писал д. Карнеги.
Личные имена имели все люди во всех цивилизациях.

Между живущих людей
Безымянным никто не бывает
Вовсе. В минуту рождения каждый,
И низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает...
Гомер.

У индейцев племени "Кваклютль" человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог... свое имя. И пока он долг не вернет, никто в племени не называет его по имени.
Каждый из нас получает имя при рождении и несет его через всю свою жизнь, оставляя память о нем в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории личных имен, их влиянии на судьбу человека?
Тема антропонимики представлена в данных материалах в виде "модулей", из которых удобно сложить любую модель досугового мероприятия (для разного возраста, различного содержания и формы и т.д.). Читатель не найдет здесь конкретных сценариев как таковых, но отыщет разнообразный материал для их написания с учетом конкретных условий.
"Кругосветка" - Интеллектуально-творческая игра по станциям.
Все участники делятся на группы, каждая из них получает "Маршрутный лист", в котором указаны порядок и время прохождения станций. На каждой из них предлагается свое задание, качество выполнения которого может оцениваться. Итоги ПОДВОДЯТСЯ по окончании прохождения всеми группами всех станций.
Методические рекомендации:
- Старт и финиш игры желательно обыграть творчески.
- Эта форма исключает зрителей, делая всех ребят активными участниками и давая возможность физической разрядки в передвижении между станциями.
- К передвижению к следующей станции необходим общий сигнал (горн, звонок и т.д.).
- В игру можно играть классом, параллелью классов, школой.
- Данная форма применима для любого возраста и с любой целью проведения.
- Группы можно сформировать любым способом (по желанию, по цвету жетончиков, по классам, группам тезок и др.).
- Время пребывания на станции 5-15 мин.

Конкурсная программа - КВН
Форма применима для любого возраста, но по данной теме желательно ее проведение для учащихся 5-б-х классов (или для более старших школьников с низкой познавательной активностью). В этом случае предлагаемые задания носят творческий, театрализованный характер (см. задания Г 2, 6, 8, 9, 11-13). Разнообразить программу помогут стихи, песни, предлагаемые в приложении, а также различные инсценировки, пародии на рекламу.

АКАДЕМИЯ "ОКОЛОВСЯЧЕСКИХ НАУК"
(для 7-8-х классов)
или
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АНТРОПОНИМИКЕ
(для 9-11-х классов)
Эти формы различаются глубиной и серьезностью подготовки, поиска и обработки фактического материала. То и другое дело по форме - конференция, с выступлениями и, возможно, обсуждением сделанных сообщений на заданную тему. В первом случае для разрядки можно включить в паузы - песни, стихи и т.п. Эта форма может частично использоваться перед игрой по станциям как введение в тему игры и рекламной информации для участников.

ЕНЬ ИМЕНИ
Этот тематический день украсит школьную жизнь учащихся всех классов. В его содержание можно включить различные малые и большие события, основанные на предлагаемых ниже заданиях творческого, исследовательского и развлекательного характера.
Социологический опрос и статистика
- Ваше любимое имя?
- Как вас зовут?
- Почему вас назвали именно так?
По итогам опроса результаты обрабатывают и определяют:
- самые популярные имена поколения;
- причины их выбора;
- редкие и необычные имена, соотношение прочих имен, связь времени и имен и т.п.
Результаты социологического опроса отражаются в материалах конференции и стенгазетах.
Влияние имени на историю (на примере какого-либо одного имени)
Пример: Александр (греч.) - защитник отечества:
Александр Македонский, Александр Невский, Александр Суворов...
Имя в литературе (как влияет имя литературного героя на его образ в сравнении разных произведений).
Опоэтизированные имена (стихи и проза,. воспевающие имя).
Происхождение имен (языковые корни, значение в переводах, трансформация в русские варианты).
Нумерология (число и имя).
Имя и религия (значение имени в религии, смысл крещения, ангел-хранитель, святые).
Как личные имена стали нарицательными (например, физик Ампер и единица измерения тока - ампер).
Имя в музыке (песни об именах, частушки). Праздник имени (в культуре разных народов - Татьянин день, день Святого Валентина и др.).
Отражение истории России в именах (язычество, крещение Руси, дворяне и крестьяне, нэп, современность).

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ НА СТАНЦИЯХ
Иностранная (7-11-е классы)
Назовите все известные вам варианты имени Иван (Павел, Петр, Анна, Мария) в языках других народов.
Правильные ответы:
Иван: Иоханнан (евр.), Жан (фр.), Ян (польск.), Вано (груз.), Джон (англ.), Юхан (швед.), Иоган (нем.), Джованни (итал.), Иене (дат.), Хуан (исп.), Юханна (араб.), Иоанн (визант.), Ива (укр.), Ян (эстонск.).
Мария: Мари (фр.), Мэри (англ.), Мариам (армян.) За каждое правильно названное имя - 1 балл.
литературная (5-6-е классы)
Знакомы ли вам имена литературных героев?
1. Как звали трех медведей?
(Михайла Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка.)
2. Как зовут девушку, не любящую жару? (Снегурочка.)
З. Как звучит полное имя человека, мать которого часто грозятся показать?
(Кузьма.)
4. Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа.)
5. Второе название бегемота? (Гиппопотам.)
б. Как зовут Маугли в Голливуде? (Тарзан.)
7. Как зовут соперника Буратино в сердечных делах? (Пьеро.)
8. Как зовут возлюбленную Петрова и Васечкина? (Маша.)
9. Как звали лучшего друга англичанина, прожившего на необитаемом острове 28 лет 2 месяца 19 дней?
(Пятница.)
10. Как звали брата Герды? (Кай.)
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Литературная (7-11-е классы) Назовите литературные произведения, в названии которых встречаются имена и их авторов?
Пример: "Анна Каренина" Л.Н. Толстого, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Олеся" А.И. Куприна, "Ася" И.С. Тургенева и
Литературная (9-11-е классы)
Ведущий называет произведение, а участник отгадывает его автора.
Ласковое имя (5-11-е классы)
Назвать уменьшительно-ласкательные варианты имени одного из участников команды.
Ласковое имя (7-11-е классы)
Назовите полное имя, производное от уменьшительного:
Сеня - Арсений, Сема - Семен, Варя - Варвара, Паша (жен.) - Прасковья, Тома - Тамара, Нюра - Анна, Митя - Дмитрий, Гера - Герман, Кеша - Иннокентий.
Историческая (7-8-е классы)
Назовите всех знаменитых тезок имени. Например, Александр. Можно брать любые имена, но одинаковые для всех команд.
Пример: Македонский, Суворов, Невский, Пушкин, Грибоедов, Розенбаум, Мень, Галич, Дюма, Грин, Блок, Романов.

Историческая (9-11-е классы)
Расшифруйте имена-аббревиатуры времен революции и Советской России.
Оюшминалд - Отго Юльевич Шмидт на льдине.
Даздраперма - да здравствует 1 Мая!
Урюрвкос - Ура, Юра в космосе!
Вилор - В.И. Ленин - организатор революции.
Красарма - Красная армия.
Донара - дочь народа.
Желдора - Железная дорога.
Пятьнчет - Пятилетку в четыре года.
Владлен - Владимир Ленин.
Лагшмивара - Лагерь Шмидта в Арктике.
Имена написать на доске.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Историческая (5-8-е классы)
Придумайте, как могли бы горе-родители назвать своих детей в век компьютеров и электроники.

Мистер Икс (9-11-е классы)
Назвать истинную фамилию человека, скрывающегося за псевдонимом
Ленин - В.И. Ульянов.
М. Твен - Самюэль Клеменс.
М. Горький - А.М. Пешков.
Е. Петров - Е.П. Катаев.
Льюис Кэррол - Чарльз Доджсон.
Козьма Прутков - братья Жемчужниковы и А. Толстой.
Кукрыниксы - Куприянов, Крылов, Николаев, Соколов.
Жорж Санд - Аврора Дюпен.
Стендаль - Апри Бейль.
А.Н. Франс - А. Тибо.
Варианты:
1 - упрощенный. Соедините линиями соответствующие карточки, приколотые к доске.
2 - усложненный. Псевдонимы, написанные на карточках, расположить в порядке усложнения по группам - 1 балл, 2 балла, З балла. Открывайте строго последовательно. Игра останавливается после первого не отгаданного вопроса.

Музыкальная (5-11-е классов)
Исполните не менее двух строк песни, в которой упоминается личное имя.
За каждую песню - 1 балл. Примерные варианты см. в списке фонограмм.
Что бы это значило? (5-11-е классы)
Что означают в переводе на русский язык эти имена?
Игра идет до истечения установленного времени по принципу "Дальше..."

Александр Защитник, мужественный
Алексей Помощник, защитник
Андрей Мужественный
Анастасия Воскресшая
Анна Благодать, милость
Антон Широкий
Вадим Сеющий смуту
Валерий Здоровый
Василий Царский
Вера Вера
Виктор Победитель
Виталий Жизненный
Владимир Владеющий миром
Галина Тишина, ясность
Дарья Подарок
Даниил(а) Божий суд
Дмитрий Земной плод
Евгений Благодарный
Екатерина Вечная истина
Елена Свет
Елизавета Клятва
Иван Благодарность
Илья Крепость божья
Инна Плачущая
Ирина Мир
Кристина Христова
Ксения Гостеприимство
Константин Постоянный
Леонид Подобный льву
Любовь Любовь
Людмила Милая людям
Максим Большой
Маргарита Жемчужина
Марина Морская
Михаил Подобный Богу
Надежда Надежда
Наталья Родная
Никита Победитель
Ольга Святая
Павел Маленький
Петр Камень
Роман Римский
Светлана Светлая
Сергей Высокочтимый
София Мудрость
Татьяна Повелительница
Федор Божий дар
Юлия Кудрявая
Олег Святой

Истоки (9-11-е классы)
Достаточно сложное задание: распределите карточки с именами по кучкам (конвертам), исходя из их происхождения.

Славянские Скандинавские Еврейские     Греческие      Римские

Вера                Игорь              Авка                Галина           Наталья

Любовь          Ольга              Елизавета       Екатерина      Юлия

Надежда         Олег                Мария             Елена              Валерий

Борис             Алла               Иван               Ирина             Антон

Глеб                                        Илья                Ксения           Виктор

Людмила                               Михаил          Татьяна          Виталий

Владислав                              Давид             Александр      Максим

Вячеслав                                Тамара            Алексей          Павел

Ярослав                                                        Андрей           Сергей

Владимир                                                     Артем             Варвара

Светлана                                                       София             Константин

Вадим                                                            Петр               Марина

Злата                                                              Никита           Маргарита

Дарья                                                             Николай         Роман

Анастасия

Поэтическая (5-8-е классы)
Прочитайте несколько отрывков стихотворений или прозы разных авторов об одном и том же имени.
За каждый отрывок - 1 балл.
Фольклорная (5-8-е классы)
Сочините и исполните частушки о русских именах.
За каждую частушку - 1 балл.

 

ОФОРМЛЕНИЕ
Афоризмы, высказывания великих.
Газеты с фактическим материалом, полученным в процессе исследования. Таблички с названием станций. Таблички "Справочное бюро".

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
"Мастер и Маргарита" И. Николаева. "Антошка" В. Шаинского. "Песня про Танечку" из к/ф "Карнавальная ночь". "Александра" С. Никитина. "Анастасия" Ю. Антонова. "Влюбленный самолет" в исп. Л. Черниковой. "Серега Санин" Ю. Визбора. < в исп. А. Алиной. "Марина в исп. Ф. Киркорова. "Маша" в исп. В. Преснякова.
"Жанна" в исп. В. Преснякова. "Ох, Леха..." в исп. А. Алиной. "Алиса (группа "Секрет").

Стихи об именах.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя.
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
А.С. Пушкин

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
В этой жизни, а может быть, в той
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
даже боль приносивших любимых...
Имена, имена, имена - В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна.
Если только ты умен, не давай ребятам
Столь затейливых имен, как Про и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала сокращенно Дита,
На родителей была девушка сердита.
Для другой искал отец имя похитрее,
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой,
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинен газетой
Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придется вековать злополучным детям.
С.Я. Маршак

В зависимости от подготовки участников можно составить более или менее обширный список имен.

Rambler's Top100 Service Allbest.ru

 

2002-2003 © Kolobok-web
Hosted by uCoz